В конце 1941-го и первой половине 1942 года враг был уже на нашей волотовской земле. Многие предприятия и руководящие кадры эвакуировались осенью 1941 года. Но надо было как-то жить дальше, поддерживать моральный дух оставшихся людей. В этом проявила себя молодежь. В селе постоянно работала библиотека, от руки писали ребята боевые листки, в которых сообщали о положении дел на фронте и в колхозах, организовывали художественную самодеятельность. В старом здании школы, в большом классе, громоздили из досок сцену, занавес делали из простыней. Днем работали в зернохранилищах, готовили семена к весеннему севу, вечером выступали на сцене.
В январе—марте много молодых ребят работало на очистке аэродрома в Чернянке. Морозы были до минус 30—40 градусов. Весь день трудились они на взлетном поле, а вечером бежали отогреваться по квартирам.
Весна 1942 года была затяжная, холодная, и только в мае начался сев. Молодежь снова была в первых рядах: не только тяжелую физическую работу выполняли, но и возглавляли хозяйство. Колхоз «Труд» — так и называли молодежный комсомольский отряд.
Семь месяцев длилась оккупация. 62 наших земляка, среди них подростки и дети, были угнаны в Германию.
28 января 1943 года наше Волотово освободили. Оставшаяся молодежь принялась за работу. Одни носили зерно из Чернянки для сева, другие трудились на оборонных работах. 18 девчонок строили железную дорогу Старый Оскол — Ржава. Дожила до наших дней лишь Евдокия Леонтьевна Потапова. Вот какие воспоминания оставила у нее война.
...Январь 1942 года. Солнечный морозный воздух неожиданно прорезал гул мотора. За оврагом Долгим пошел на вынужденную посадку самолет. «Кукурузник» — так именовались эти самолеты в народе. Мы ринулись к месту посадки.
Молодой летчик вышел навстречу. Мы привели его в село и определили на квартиру к Алексею Гавриловичу Потапову. Жил он там трое суток, пока не пришла из Нового Оскола ремонтная машина.
Самолет надо было пригнать в село, так как ремонтировать в поле было невозможно. Приспособили в упряжь двух волов, как муравьи, облепили самолет и потащили на улицу Топоровку, поставили недалеко от ветряной мельницы. Летчик с помощью механиков отремонтировал самолет, и на четвертые сутки благополучно улетел в Новый Оскол, где был аэродром.
Иван Павлович Бурцев, работавший в школе, рассказывал: «Мальчишки Выгонки и Топоровки собрались провожать самолет. Трудно было подняться ему с такой маленькой площадки да еще по глубокому снегу. Мы пришли на помощь, дали разгон со своей ватагой, и самолет взмыл. Отважный молодой механик помахал нам рукой. Остался он в памяти стоящим на крыле самолета с поднятой рукой под солнечным морозным небом».
Много талантливых ребят-отличников, которые до войны учились на 1—2 курсах средних учебных заведений, в 9—10 классах средней школы: братья Петр и Владимир Алехины, Иван Алехин, Василий Артемов, Иван Белоусов, Петр Манохин, Федор Латынин, Иван и Владимир Прохоровы, Василий Попов, Иван Свиридов и другие — сложили голову в боях за Родину. Вечная им память.
- Добавить комментарий
- 12225 просмотров
- Страница для печати