Русская Православная церковь, вся Россия отмечают 100-летие канонизации святителя Иоасафа,
небесного покровителя земли белгородской
Паства отвечала горячей любовью
16–17 сентября 2011 года исполняется 100 лет со дня канонизации (причисления к лику святых) епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко) (1705–1754 гг.)
Святитель Иоасаф (в миру – Иоаким Андреевич Горленко) родился 21 (8 по старому стилю) cентября 1705 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в селе Замостье Прилуцкого уезда Черниговской губернии (ныне Полтавской области Украины), в семье полковника Андрея Дмитриевича Горленко и дочери гетмана Украины Даниила Апостола Марии Даниловны. При Крещении наречен именем Иоаким – в честь земного родителя Пресвятой Богородицы.
В 9-летнем возрасте был определен на учебу в школу Киево-Братского монастыря. По окончании ее поступил в Киевскую духовную семинарию, затем в духовную академию. В 1723 году пострижен в иночество с наречением имени Иларион, 21 ноября 1727 года – в монашество с наречением имени Иоасаф. В 1728 году рукоположен в сан иеродиакона и назначен преподавателем Киево-Братского духовного училища, затем – Киевской духовной академии. 8 ноября 1734 года рукоположен в сан иеромонаха и переведен в Киево-Софийский кафедральный собор. 24 июня 1737 года возведен в сан игумена и назначен настоятелем Лубенского Спасо-Преображенского Мгарского монастыря. В сентябре 1744 года возведен в сан архимандрита, 29 января 1745 года Указом Святейшего Синода, утвержденным императрицей Елисаветой Петровной, назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 1 июня 1748 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга рукоположен в сан епископа Белгородского и Обоянского.
Святитель прибыл в Белгород и совершил Божественную литургию в праздник Преображения Господня 19 (6 по старому стилю) августа 1748 года.
Придя на Белгородскую кафедру, святитель застал здесь крайнюю разруху и убожество, оставленные нерадивым предшественником. Духовенство было малообразованным, дворянство заражено вольнодумством, простой народ – язычеством и суеверием. В деятельности святителя Иоасафа, писал автор его жития А. Маляревский, ясно вырисовывалась «пламенная ревность к насаждению в сердцах пасомых веры в Бога, требование строгого исполнения всеми служебного долга, чистая, святая евангельская любовь к Богу, людям и миру, беспримерное милосердие к ближним, и все это среди распространенного неверия, невежества и распущенности».
Святитель лично объезжал все церкви вверенной ему епархии – застать его в архиерейских покоях было нелегко. А когда он был дома, двери покоев всегда были открыты для посетителей и просителей. По преданию, он сам не гнушался под покровом ночи разносить милостыню по домам нуждающихся. В голодные для крестьянства годы он просил Святейший Синод хлопотать о снятии с крестьян его епархии казенной подати, чтобы не усугублять тяжесть этого бедствия. Паства отвечала своему наставнику горячей любовью…
Внутренняя жизнь святителя была отмечена суровой аскезой – постничеством, ночной келейной молитвой, нестяжанием. После смерти святителя осталось семь рублей денег – доходы со всех вотчин он щедро раздавал нуждающимся…
Свою раннюю смерть он сам предрек белгородцам, со слезами простившись со своей паствой 29 мая 1754 года. Перед кончиной он посетил своих престарелых родителей, а возвращаясь в епархию, заболел и 23 (10 по старому стилю) декабря скончался в Грайвороне. Погребли святителя Белгородского в феврале 1755 года в специально устроенной по его воле пещерке под Свято-Троицким собором. Через два года пещерка была открыта, и началось всенародное паломничество к нетленным и чудотворным мощам святителя Иоасафа. В разные годы их почтили императоры Александр I, Николай II, члены царской семьи.
16–17 (3–4 по старому стилю) сентября 1911 года, согласно определению Святейшего Синода, утвержденному императором Николаем II, в Белгороде состоялись торжества прославления святителя. Его нетленные мощи были перенесены из пещерки и положены в драгоценную раку (гробницу) в Свято-Троицком соборе. В торжествах приняли участие представители царской семьи – великий князь Константин Константинович, великая княгиня Елисавета Феодоровна, архиереи, священнослужители и миряне, сотни тысяч паломников со всей Российской империи.
В декабре 1920 года мощи были вскрыты большевиками и отвезены сначала в Москву, в музей Наркомзема, позже – в Петроград, где выставлялись в качестве экспоната в музее религии и атеизма. До 1991 года о них ничего не было известно.
Слово о любви к Богу
Кто замечал, как мы себя любим, не спрашиваю. Хорошо знаю, что никого нельзя вернее любить, как самого себя. Что делается в человеке, когда он не хочет быть в наготе, не обещает быть нищим и попрошайкою, не желает терпеть никакой нужды? Всякий скажет мне, что благополучие наиприятнее злополучия. Откуда же расположение к первому, а не к последнему, как не от природной к себе любви?! Так и своего ближнего мы должны любить: чего не желаем себе, не станем делать ближнему, и не только не делать, но и желать. Какой судия желал бы быть судимым и входить чрез волокиту изо дня в день в убытки и беспокойство? Не думаю, чтобы кто-либо пожелал этого! И ближнему этого не делай. Кому приятно, чтобы с него сняли одежду? Никому. Так ближнему не делай обиды. Кто захотел бы алкать, жаждать и денно и нощно терпеть мороз в наготе? Никто. И ближнему своему не будь желателем подобного. Тот же будет не желающим этого ближнему, кто, видя слепых, хромых, нагих, бедных на улицах города, скитающихся ради пропитания, и, размышляя в себе, как бедно наше состояние, как все родились не в парче, нагими вышли из чрева, нагими и в гроб пойдем, да кто лучше припомнит, что Христос не за князей только и благородных, но и за нищих равно пролил кровь Свою, а мы не милосердствуем о нашей братии сотворить с ними милость. Словом, всякое дело милосердное, что евангелист Матфей достаточно полно показал, явленное ближнему, есть проявление любви к Нему: голодному дать хлеба, напоить жаждущего, ввести в дом странника, одеть нагого, посетить больного, посострадать сидящему в тюрьме – вот есть любовь к ближнему, от ближнего восходящая к Богу. Поступая так, и мы возлюбим Бога и ближнего своего, как себя самих, и так исполним закон Божественный. И в Боге пребудем, и Бог в нас пребудет. Бог бо, – сказано, – любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Ин. 4,16).
(Святитель Иоасаф Белгородский)
Святителю отче наш Иоасафе, моли Бога о нас!
Святителю Иоасафе, Христу Богу возлюбленне, правило веры и образ милосердия людям был еси, бдением же, постом и молитвою яко светильник пресветлый просиял еси, и прославлен от Бога явился еси: телом бо в нетлении почивая, духом же Престолу Божию предстоя, чудеса преславная источаеши. Моли Христа Бога, да утвердит отечество наше в православии и благочестии и спасет души наша!
- Добавить комментарий
- 7272 просмотра
- Страница для печати