Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

«Дыра» в культуре? Культура в «дыре»?

Музыкальные педагоги Белгородского района в состоянии, близком к шоковому: районная власть вынашивает планы ликвидации трех учреждений дополнительного образования – Яснозоренской и Краснооктябрьской детских школ искусств и Веселолопанской музыкальной школы. Весть об этом директора принесли в коллективы с одной из недавних планерок в районном управлении культуры: Яснозоренская школа станет филиалом Майской ДШИ, Краснооктябрьская и Веселолопанская – Октябрьской ДШИ... Заволновались педагоги и родители, письма протеста полетели в обком профсоюза работников культуры, в администрацию Белгородского района, земские собрания…
– Ну что вы так переживаете? – пожимают плечами чиновники. – Мы же намерены не сокращать, а развивать! Цель реорганизации – оптимизация финансирования, надо повысить крайне низкие зарплаты педагогов.

«Дыра» в культуре? Культура в «дыре»?
– Но простите, с чего вы взяли, что таким способом наше материальное положение улучшится? – недоумевают директора школ, которых никто не счел нужным ознакомить хоть с какими-нибудь расчетами.
А очень просто, объясняет заместитель главы района В. Б. Белоусов: яснозоренцы будут жить, например, за счет майцев, которые заработают много денег от развития платных услуг населению, в соответствии со вступающим в 2012 году в силу 83-м федеральным законом. Закон о переходе на новую систему финансирования бюджетной сферы (она должна частично или полностью перейти на самофинансирование) стал поистине ночным кошмаром для культработников, медиков, учителей. Это только сферу бизнеса у нас велено «раскошмаривать». «А если в бюджете образовалась дыра, то первой в эту дыру проваливается культура», – с горечью цитируют культработники изречение неизвестного мудреца.
В администрации Белгородского района прикинули, что вряд ли Яснозоренская, Веселолопанская и Краснооктябрьская школы потянут бремя коммерциализации – концентрация населения здесь небольшая. К тому же оно неплатежеспособно и вряд ли продвинуто в своих запросах – о преподавании сольфеджио на английском языке там слыхом не слыхали. Поэтому следует прикрепить эти школы к более крупным – пусть их содержат.

«Дыра» в культуре? Культура в «дыре»?
Как говорится, гладко было на бумаге. «Взбрыкнуть» в ответ решили не только три школы, теряющие юридическую, финансовую и творческую самостоятельность – так сказать, «пристяжные» в задуманной упряжке, но и «коренники»-тяжеловозы. Планировавшаяся вначале Бессоновка наотрез отказалась от Краснооктябрьской ДШИ: на что вы нам нужны? Лишние расходы! Октябрьская ДШИ, к которой обратились с тем же заманчивым предложением, в восторг тоже почему-то не пришла, хотя прикрепляемая Краснооктябрьская школа искусств – одна из лучших в области.
– Боюсь, что прикрепление к нам филиалов потянет нас назад по всем направлениям, – признался директор одной из планируемых «базовых» школ. – Ведь и так существуем только за счет родительских средств (упоминать слово «плата» руководители избегают – по действующему закону дополнительное образование детей у нас бесплатное). Я еще понимаю, если бы задуманная реструктуризация была связана с сокращением штатов и числа учащихся (хотя этого допускать нельзя!), тогда можно было бы говорить об экономической выгоде. А так-то в чем смысл?
Теоретики из районной администрации, похоже, плохо представляют себе практику работы сельских учреждений культуры. Многокилометровые расстояния между базовыми школами и филиалами сделают невозможным надлежащий контроль за дисциплиной в коллективах и качеством уроков. И как педагогам филиалов, в основном проживающим в селах, участвовать в планерках? Большая проблема – отсутствие транспорта. Как вывозить учащихся на различные конкурсы?
– Сейчас транспорт нам предоставляет сельская общеобразовательная школа, а с какой стати она будет обслуживать воспитанников Майской ДШИ, которые и будут получать все лавры при победах наших детей? – говорит Т. Б. Шадрина, директор Яснозоренской ДШИ.
– А я отлично знаю, что стоит только объединить школы, как пойдет дележ инструментов, костюмов, нагрузки, что не способствует творческой работе! – считает Д. Г. Булгаков, преподаватель Краснооктябрьской школы искусств, обладатель звания лучшего концертмейстера области.
Притом нет никаких гарантий, что базовые музыкальные школы, перейдя на новую систему финансирования и даже заработав предполагаемые 10 процентов платными услугами, точно получат полагающийся 90-процентный бюджетный кусок на зарплату педагогам, коммунальные платежи и налоги. Гораздо вероятнее, что в результате реформ область получит вместо одной две проблемы – ухудшится материальное положение и базовых школ, и филиалов.
– Вряд ли даже глава района сегодня знает, каков бюджет районной культуры, – рассуждает вслух председатель обкома профсоюза работников культуры Т. Н. Шаталова. – Статья расходов на культуру в бюджете не защищена, дают один общий «мешок» на всю социальную сферу – на здравоохранение, на культуру... В таких условиях недодать культуре несколько миллионов – самое обычное дело. И белгородские учреждения культуры, перешедшие на частичное самофинансирование по 83-му закону, уже с этим столкнулись.
Заместитель главы района В. Б. Белоусов и сам признается, что у власти «нет четких рекомендаций по исполнению этого закона». И пока еще неизвестно, вступит ли он в силу с 1 января... Но Белгородский район решил стать первопроходцем коммерциализации дополнительного образования детей. «И никто нас не остановит, какие бы шишки мы ни получали!» – заявляет Владимир Борисович.
Напрасно умоляют администрацию обком профсоюза работников культуры, педагоги школ, родители: «Не торопитесь лезть в петлю! Еще даже не принят новый «Закон об образовании», которого мы ждем с надеждой, что статус музыкальных школ в нем будет изменен, и нам станет легче работать и зарабатывать...».
... Торопятся, невзирая на то, чем рискуют.
– Сейчас мы на почетном 4-м месте в России по количеству детских музыкальных школ и школ искусств. Причем опережает нас кто? Москва, Московская область и более населенная Воронежская область. У нас 23 тысячи детей учатся музыке, охват детей художественным образованием 17 процентов (а в среднем по России этот показатель – 11,7). Сельские дети ежегодно поступают в музучилища, побеждают в конкурсах. Да как же можно ставить крест на том, что нарабатывалось годами? – возмущена Т. Ф. Белокурова, директор регионального учебно-методического центра по художественному образованию БГИКИ.
Такую же позицию занимает и управление культуры области в лице заместителя начальника Е. А. Алешникова: «Ни одна музыкальная школа в области не должна быть закрыта! Даже в тяжелые 90-е мы сохранили количество учащихся, и нельзя, чтобы процесс ликвидации школ начался в Белгородском районе и пошел по всей области».
В Ясных Зорях, Веселой Лопани и Красном Октябре мы разговаривали с местными жителями, и все они в унисон говорили о том, что в селах детям пойти некуда, кроме «музыкалки» и школы искусств. В Ясных Зорях Дом культуры ремонтируется, в Красном Октябре – тоже, в Веселой Лопани он сгорел несколько лет назад, а район все переносит и переносит сроки строительства нового.
– Нельзя экономить на детях! – говорила жительница Черемошного Л. Д. Черткова, чья внучка, не проявлявшая поначалу способностей к музыке, пришла на фольклорное отделение Яснозоренской ДШИ и вдруг, к удовольствию родственников, как запела! Сейчас осваивает еще и фортепиано. – Я так боюсь, – сетовала бабушка, – что из школы сделают филиал, а потом и вовсе его закроют.
В Яснозоренской ДШИ недавно открыли эстетическое отделение, куда независимо от способностей может поступить любой. Первоклашки-второклашки ходят на занятия целыми классами, благо, у новичков есть возможность выбрать занятие по душе, попробовать то и это.
А уже определившись, в средних классах дети выбирают специальность и инструмент... Способности открываются практически у всех, и даже отсутствие музыкального слуха, оказывается, можно исправить! Не так давно воспитанники ДШИ привезли несколько наград с международных фестивалей – в Праге, Санкт-Петербурге и Сочи.
Веселолопанские родители недавно обратились с письмом в земское собрание, теперь хотят писать в защиту школы и главе района С. И. Тютюнову. «Сколько труда было в эту школу вложено (30-летие ДМШ отмечает аккурат в текущем году)! – сетует председатель земского собрания М. В. Зюбанова. – Уровень школы постоянно растет, из 280 учащихся средней школы 173 ребенка занимаются музыкой. Просто нелепо делать из нее филиал. Ведь при этом учебный план сократится, качество образования пострадает».
Еще нелепее реорганизация ДШИ кажется жителям Красного Октября – школ с таким кадровым потенциалом в области всего три: Краснооктябрьская, Разуменская и Головчинская (Грайворонского района). У нее первая квалификационная категория, коллектив стабильный. Все педагоги живут в селе, и в основном это бывшие выпускники школы. Воспитанники постоянно хватают первые места на различных областных и международных конкурсах детского творчества. Мишу Гладкова недавно даже сняли для передачи «Играй, гармонь!». «Реорганизация должна основываться на точных расчетах, – говорит директор ДШИ И. Г. Булгакова. – А тут кому я ни излагала вопрос, никто не может разглядеть экономической выгоды».
Недавно Ирину Григорьевну призывали на недельные курсы повышения квалификации по... гражданской обороне. Как раз за это время ее преподаватели сочинили письмо начальнику районного управления культуры В. Н. Черных с просьбой не реорганизовывать ДШИ. Два события забавным образом совпали, наверное, не случайно. Чего только не требуют сегодня от культработников и педагогов, чему их только не обучают! Но как научиться им обороняться не от бомб террористов или стихийных бедствий, а от непродуманных и безответственных решений чиновников, которым нет ничего дороже славы «первопроходцев»?..

На снимке: 
«Быть ДШИ или не быть?» – этот вопрос занимает и юных краснооктябрьцев; идет урок в Веселолопанской ДМШ – Вячеслав СКРЫЛЬНИКОВ с преподавателями Л. ПОНОМАРЕВОЙ и Е. ГЕЗАЛЯН.
Автор: 
Н. КУТКОВАЯ. Фото автора
№: 
083
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (5 голосов)
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

Жидкое дезинфицирующее мыло.

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла