Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭЙФОРИЯ

Проходивший в Белгородской государственной филармонии второй Международный музыкальный фестиваль только закончился – на самой высокой ноте слушательского восторга и исполнительского мастерства. А его арт-директор Борислав Струлев уже хватается за голову: «Господи! Что же мне сделать в следующий раз? Как удивить белгородцев?!».
Действительно проблема!.. Виолончелист с мировым именем и удачливый мене­джер, как говорится, «сам виноват»: по его зову на второй фестиваль «Борислав Струлев и друзья» приехали не просто выдающиеся музыканты современности, но еще и яркие индивидуальности, задавшие ему самую высокую творческую планку.

А именно: канадский пианист-виртуоз Мэтт Херсковиц, которого называют «Оскаром Питерсоном XXI века»; американский скрипач, обладатель высшей для исполнителей на этом инструменте награды – золотой медали международного конкурса Н. Паганини Александр Марков; молодой, но уже собравший коллекцию международных и российских наград, живущий в Германии баянист Айдар Гайнуллин; оркестр необычного акустического звучания «Папоротник»; замечательный ударник Д. Севостьянов из Санкт-Петербурга; лауреаты международных конкурсов скрипачка А. Боровик, контрабасист А. Чирков...
Пообщавшись с гостями на пресс-конференциях и во время интервью, понимаешь: это бесконечно преданные музыке люди, вечные экспериментаторы, которым узки рамки музыкальной «академии».

МУЗЫКАЛЬНАЯ  ЭЙФОРИЯ
– Я настолько счастлив тем, что делаю, что никогда не променял бы это только на «звездную» карьеру классического пианиста, – говорит М. Херсковиц. – Классика всегда со мной, я люблю Баха, Шопена, Шумана, но... я хочу найти свой «голос», меняя ритм, темп, соединяя в своих аранжировках известных произведений различные музыкальные стили и направления!
Для белгородского фестиваля Мэтт специально написал небольшую музыкальную заставку «Belgorodmusicfest» (меломаны могут найти ее на сайте с таким же названием) – ее исполнением начался второй концерт. А после канадский виртуоз, воспитанник русской пианистической школы в лице педагога-музыканта Владимира Виардо, потряс публику размахом своего творческого диапазона. Сначала он темпераментно исполнил собственные аранжировки Баха, Шопена и Шумана, в которых великая музыка зазвучала совершенно по-новому. А потом непринужденно перевоплотился в тончайшего лирика, акварельно нежно сыграв отрывки из своего мюзикла «Белла. Краски любви», посвященного жене и музе Марка Шагала. Щемящие звуки фортепиано, виолончели, скрипки плыли над залом небесным, уходящим в Вечность облаком, говоря о любви, которой не страшна смерть.
Одним из сюрпризов насыщенной трехдневной программы фестиваля стало остроумное и блестящее исполнение Мэттом Херсковицем (фортепиано) и Бориславом Струлевым (виолончель) «Приношения владыке Иоанну». Митрополит является сопредседателем Фонда развития классического музыкального искусства, спонсора фестиваля, которому дал архиерейское благословение. Слушатели узнали, что владыка пишет музыку, и именно на тему его блюза музыканты накануне до четырех утра сочиняли и репетировали свою остроумную, блестящую пьесу.

МУЗЫКАЛЬНАЯ  ЭЙФОРИЯ
Во время исполнения Мэттом Херсковицем знаменитого этюда С. Прокофьева, этого пробного камня для всех музыкантов, за сверхсложность давно прозванного «местью» великого композитора пианистам, публика впала в какой-то транс. И так практически неисполнимое произведение Мэтт усложнил до чрезвычайности, превратив ее, как шутят музыканты, в «месть Прокофьеву». Какая-то неукротимая энергия разливалась от вздрагивавшего под натиском канадца «Стейнвея», вместе с пульсирующим ритмом ударных (О. Иванов) и контрабаса (П. Могильниченко) создающая образ огромного бьющегося сердца, заставляющего бурлить живую кровь Жизни.
– Музыкальный гений, выдающийся музыкант, перед которым нужно просто снять шляпу! Он стал для меня открытием, – поделился в антракте заслуженный деятель искусств России И. Трунов. – Блестящая техника, эмоциональный и интонационный диапазон, а какая тонкая красивая музыка в его мюзикле! Там на самом деле очень много любви...
Необыкновенно обаятельного виртуоза-баяниста и талантливого композитора Айдара Гайнуллина белгородская публика успела полюбить еще с прошлого фестиваля. Однако Айдар приехал в Белгород снова не за тем, чтобы любовь не осталась «безответной».
– Мы давно дружим с Бори­славом Струлевым, великолепным и разнообразным музыкантом. При общении и игре с ним всегда происходит колоссальный обмен энергией, заряжаешься позитивом. Я с таким музыкантом всегда готов играть, отменять любой концерт и ехать, куда он позовет! – признался Айдар.
Поражают богатые возможности баяна, ставшего в последние годы необыкновенно модным инструментом. Мало того, что он создает искрометную атмосферу праздника, музыканты признают – с закрытыми глазами и при хорошей акустике его от органа не отличишь! А что уж говорить о единственном в своем роде баяне Айдара, который в его руках может работать как синтезатор, заменяя много разных инструментов! Айдар, Борислав и Мэтт совместно с белгородским оркестром «Mezzo music» (руководитель Н. Боровик) совместным выступлением, живым, артистичным, буквально взорвали белгородскую публику. Харизматичный Гайнуллин с очаровательной улыбкой, которую умело пускал в ход, к восторгу публики исполнил свой фантастический саундтрек к культовому фильму «Эйфория», «Танго для Клод» Р. Гальяно, «Фиесту» А. Пьяццоллы, зажигательный ирландский «Танец огня» и многое другое, так что к концу второго фестивального концерта зал на самом деле пребывал в блаженном состоянии эйфории.
Многогранно талантливый музыкант подготовил также свой сюрприз (кажется, сюрпризы уже стали характерной особенностью фестиваля!), удивив хорошо поставленным вокалом. Выпускник двух отделений Гнесинки, народного и вокального, не только играет, пишет музыку, поет, но еще и выступает в качестве актера в драматических спектаклях своего друга Ивана Вырыпаева.
Третий концерт фестиваля был полностью отдан скрипачу из США Александру Маркову, о котором великий скрипач Иегуди Менухин однажды сказал: «Он несомненно один из самых блестящих скрипачей своего поколения. Он оставит яркий след в анналах скрипичной виртуозности нашего времени». Суперзвезда тем не менее приехала в Белгород заранее – специально порепетировать с филармоническим хором и вызванным специально из Петербурга барабанщиком Дмитрием Севостьяновым. Поскольку выступление в Белгороде было ПРЕМЬЕРОЙ его «Рок-концерта» в России!
Алекс, как зовут его на Западе, из знаменитой семьи скрипачей Марковых, эмигрировавшей из СССР в 1975 году, когда он был ребенком. Получив от родителей русскую школу игры на скрипке и в то же время с первых шагов по американской земле беззаветно полюбив рок-н-ролл, Марков считает себя обязанным нести особую миссию. В США Александр дает концерты для молодежи, в первом отделении которых всегда звучит классика во всей ее глубине и непознаваемости, а во втором – развлекательная музыка, рок. «Молодежь на Западе не любит ходить на классические концерты, и я стараюсь таким образом привлечь и заинтересовать их», – говорит скрипач.
В первом отделении белгородского фестиваля слушатели также могли насладиться мягким, певучим звуком скрипки Александра Маркова, исполнявшего музыку А. Вивальди и знаменитый каприс Н. Паганини. Во второй части концерта академичная мелодичность подчас заставляла забывать, что в руках у музыканта не изящное творение Страдивари, а электрическая скрипка, усиленная двумя дополнительными струнами, которая может реветь, как бас-гитара.
На контрастах и было построено сочинение композитора, основной темой которого является стремление человека к Свободе и неизбежные жертвы на пути ее обретения. Камерный хор Елены Алексеевой, звучавший как свое­образный голосовой инструмент, скандировал это сладкое слово: «Freedom!». Музыкант не ограничивает слушателя какой-то определенной авторской трактовкой этой темы, предоставляя толковать его по-своему: «Со времен Иисуса Христа это слово очень важное, и каждый под ним подра­зумевает нечто свое – свободу творчества, свободу личности, духовную свободу...».
Тема жадного устремления человека к свободе звучала мощно и драматично, а в момент кульминации в зале погас свет, и в полной темноте огненной палицей взмыл светящийся смычок не­обыкновенной скрипки, давая багровый отсвет на лицо и руки музыканта. Эмоциональность музыки и исполнения соединилась тут с символикой цвета, придав какой-то мистический оттенок всему действу.
Что важно: на трех фестивальных концертах белгородцы не только упивались музыкальным даром приезжих звезд, но и по-новому увидели своих «родных» белгородских музыкантов. Выступ­ления гостей неизменно сопро­вож­дал филармонический струнный оркестр Натальи Боровик «Mezzo music», который все приезжие музыканты буквально захвалили, а Камерный хор Елены Алексеевой очень по душе пришелся Александру Маркову, который видел в своей жизни немало исполнителей, и его похвала что-то значит!
Оценили звезды также нашего гитариста Юрия Алешникова, флейтистку Анжелу Осипову, ударника Олега Иванова, контрабас Павла Могильниченко. Совместные выступления на сцене с необычным репертуаром, участие в мастер-классах гостей-виртуозов очень многое дали музыкантам белгородской филармонии в профессиональном плане.
А слушатели говорили о фестивале с огромным восхищением, едва ли не благоговением.
В. Слободчук, директор БГАДТ имени М. С. Щепкина:
– Это музыкальный пир – все, что делает этот фонд! (Фонд развития классического музыкального искусства. – Ред.). Я представитель того поколения, которое росло, когда в Белгороде была одна (!) музыкальная школа на весь город. А сегодня мы стали причастны к творчеству лучших музыкантов мира. И мы это слушаем у нас в Белгороде!
Л. Алексеева, музыкант-педагог:
– Я настолько потрясена игрой Мэтта Херсковица, это просто невообразимо! Я в жизни «живьем» не слышала пианиста такого уровня, только в записи – С. Рихтера, Э. Гилельса. До конца жизни буду вспоминать, как мне повезло!
Г. Сахневич, специалист по рекламе:
– Для имиджа Белгорода этот фестиваль имеет огромное культурообразующее, образовательное значение. Я верю, что у него будет все больше поклонников, и люди начнут стремиться вступить в этот «элитный клуб» ценителей музыкального искусства, классического и современного, а не тратить деньги на какую-нибудь ерунду. Здесь можно увидеть мега-звезд, настоящих профи! Это праздник для души, феерия!

P. S. Во время одного из интервью журналистам скрипач Александр Марков сказал: «Я под впечатлением, что Бори­слав организовал этот проект. Столько музыкантов, и все такие разные. Смелые программы, что очень хорошо, их трудно представлять публике, ведь сегодня организаторы боятся напугать спонсоров. А для искусства музыкального смелость очень нужна, именно так рождаются новые идеи. И помимо творческих проблем арт-директору нужно было решать множество проблем организационных. И он ничего не забыл, все контролировал, это очень ценно! Он очень много может дать этому региону в культурном плане. Спасибо, Борислав!». Мы все – и журналисты, и слушатели, и музыканты – присоединяемся к этому большому «спасибо».

На снимке: 
канадский пианист Мэтт ХЕРСКОВИЦ; скрипач-виртуоз из США Александр МАРКОВ в первом отделении концерта исполнял классические произведения
Автор: 
Н. КУТКОВАЯ. Фото автора
№: 
039
Ваша оценка: Нет Средняя: 4.3 (6 голосов)
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

гама

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла