Если военный летчик не знает Николая Григорьевича Сурнева, то он не дорос до звания военного летчика.
Можно по-разному отнестись к такому моему мнению – мнению жителя шебекинского села Большое Городище. Но обратимся к изданной в Англии энциклопедии «Асы Сталина». В ней такие восторженные отзывы о нашем земляке… Мирового масштаба пилот!
Почти наизусть знаю посвященную ему книгу орловского писателя В. Муссалитина «В ясном небе»…
Есть перед чем преклоняться!
РОДИЛСЯ Н. Г. Сурнев 18 февраля 1923 года в селе Большое Городище Большетроицкого района Курской области (сейчас село Большое Городище Шебекинского района) в семье бывшего моряка-черноморца Григория Григорьевича Сурнева.
До войны Николай окончил семилетку в родном селе, а затем два курса Белгородского медицинского техникума. Одновременно с учебой в техникуме посещал занятия в Белгородском аэроклубе, откуда в 1940 году его направили в Чугуевскую военно-авиационную школу пилотов, где, будучи учлетом, он и встретил начало Великой Отечественной.
Осенью 1941 года ему вместе с персоналом школы пришлось эвакуироваться в город Чимкент, где сразу же продолжились занятия. Учился Сурнев на самолетах И-16 и УТ-2.
Окончив в 1942 году Чугуевскую военно-авиационную школу, Н. Г. Сурнев еще около года служил в ней летчиком-инструктором, неоднократно подавая рапорты с просьбой об отправке на фронт. Лишь летом 1943 года рапорт был удовлетворен, и младший лейтенант Сурнев был направлен на Юго-Западный фронт в 866-й истребительный авиаполк. Боевое крещение получил в августе 1943 года в боях под Белгородом на корочанском направлении в составе 1-го смешанного авиакорпуса.
ВО ВТОРОЙ половине августа полк перебазировался несколько южнее и сразу включился в битву за Харьков. Так, 26 августа, прикрывая наземные войска в районе восточнее города Изюм, в составе группы из шести Як-1 Сурнев встретил 12 бомбардировщиков Ю-87 и Ю-88 под прикрытием десяти Ме-109. Несмотря на численное преимущество врага в этом бою Николай одержал свою первую победу, и сбитый им «лапотник» Ю-87 упал восточнее села Новоселовка.
В сентябре 1943 года линия фронта стала стремительно накатываться на Днепр, где гитлеровцы намеревались закрепиться. Сурнев в составе групп истребителей действовал на запорожском направлении. Тяжелый бой выдался для него 1 октября южнее села Великий Луг, когда шесть Як-1 вступили в схватку с дюжиной Ме-109. Прикрывая действия своего ведущего, Николай заметил, как к тому сзади зашел «мессер». Сделав быстрый маневр, он сбил его. После этого участвовал в уничтожении еще одного Ме-109, но пропустил атаку сверху и был ранен. Тем не менее продолжал сражаться, и только после приказа командира группы, превозмогая боль, вышел из боя и привел израненный самолет на свой аэродром. Всего в этом бою наши истребители сбили 5 вражеских самолетов и обошлись без потерь, если не считать ранение Сурнева. В том же месяце он был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени.
После лечения Н. Г. Сурнев вернулся в строй и в январе–феврале 1944 года участвовал в боях по ликвидации вражеского Никопольского плацдарма, обеспечивая прикрытие наших бомбардировщиков и штурмовиков.
В марте 1944 года войска 3-го Украинского фронта начали Березнеговато-Снегиревскую наступательную операцию, за которой последовала и Одесская операция. В ходе их Н. Г. Сурнев, уже в качестве командира звена, участвовал в боях за Николаев и Одессу. 31 марта 1944 года, прикрывая наши подвижные части в районе населенных пунктов Кучурган и Берцовка в составе группы четырех Як-1, Николай встретил шесть Ме-109 и два ФВ-190. В результате боя врага удалось обратить в бегство, а Сурнев сбил еще одного «фокера».
Еще три вражеских самолета лейтенант Сурнев сбил в небе Молдавии в апреле-мае 1944 года, прикрывая защитников Кицканского плацдарма на Днестре. За отличие в этих боях лейтенант Сурнев был награжден орденом Красного Знамени. Тогда же он стал старшим лейтенантом.
НАКАНУНЕ начала Ясско-Кишиневской операции в июле 1944 года противник предпринял еще одну попытку сбросить советские войска с плацдарма в районе сел Пушкарь и Раскоецы. 27 июля шестерка Як-1 прикрывала наши части на плацдарме. В ходе продолжительного воздушного боя с большой группой вражеских самолетов старший лейтенант Сурнев сбил Ю-87 и Ме-109.
УЖЕ В ХОДЕ Ясско-Кишиневской операции в результате стремительных действий подвижных соединений двух Украинских фронтов в районе западнее Кишинева и восточнее реки Прут была окружена крупная вражеская группировка. Истребители 866-го авиаполка, в том числе и звено Сурнева, привлекались к штурму скоплений вражеских войск. За 9 боевых вылетов Сурнев как штурмовик уничтожил 9 автомашин и
55 гитлеровцев. За отличие в боях в Молдавии он был награжден вторым орденом Красного Знамени.
В сентябре 1944 года в составе полка Н. Г. Сурнев перебазировался в Болгарию. Летчики приступили к боевым действиям по разрушению железнодорожных и автомобильных коммуникаций противника, идущих из Греции и Македонии по Моравской долине на Белград.
Летчикам приходилось действовать в очень трудных условиях. Горно-лесистая местность и плохие метеорологические условия стесняли маневр, затрудняли ориентировку и почти исключали полеты большими группами. В ясную погоду летчики направлялись к целям «верхом», то есть над вершинами гор. Но погода в большинстве случаев вынуждала их лететь к линии фронта ущельями. Такие маршруты летчики называли «воздушными лазами» или «чертовыми воротами».
Выстроившись в хвост ведущему самолету по одному, истребители цепочкой летели по оси ущелья, маневрируя на изгибах. Здесь все зависело от ведущего, маневр которого точно повторяли остальные самолеты. Из-за ошибки ведущего при развороте ведомые могли врезаться в каменную стену. Но старший лейтенант Сурнев не допускал таких ошибок. Неоднократно он водил группы самолетов на железную дорогу Салоники–Белград.
В ЦЕЛЯХ полного нарушения работы коммуникаций врага войсками 1-й и 2-й болгарских армий во взаимодействии с югославскими частями при поддержке советских и болгарских ВВС была проведена операция по овладению важнейшими узлами шоссейных и железных дорог – городами Ниш и Лесковац. В эти дни Сурнев участвовал в разгроме частей гитлеровской дивизии «Принц Евгений» в районе города Прокупле в составе знаменитой советской авиагруппы «Меч».
Завершив свою миссию в Югославии, 866-й авиаполк перебазировался в Венгрию и с ходу вошел в бои. Здесь, в районе города Секешфехервар, проявились самые лучшие качества воздушного бойца старшего лейтенанта Сурнева, ставшего заместителем командира эскадрильи капитана А. И. Колдунова (впоследствии главного маршала авиации, командующего войсками ПВО СССР).
31 боевой вылет произвел он в эти дни и в 12 воздушных боях сбил 9 вражеских самолетов, в отдельные дни сбивая по 2–3 вражеские машины. 12 февраля он вогнал в землю Ме-109 в районе аэродрома Секешфехервар, 19 февраля – ФВ-190 у городка Либад, 3 марта – Ме-109 севернее станции Бергенд.
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЙ бой был проведен нашими истребителями
9 марта 1945 года в районе селений Антоль и Нальхергень. Прикрывая шестерку Колдунова, Сурнев, воспользовавшись коротким замешательством немецких истребителей, в молниеносной неожиданной атаке сбил ФВ-190 и, выходя из атаки боевым разворотом, из перевернутого положения уничтожил один из «свалившихся» на «яки» Ме-109. В этом бою группа Колдунова без потерь со своей стороны сбила 5 неприятельских самолетов.
11 марта 1945 года старший лейтенант Сурнев сбил 3 вражеских самолета – 2 Ме-109 и 1 ФВ-190. Вылетая в составе 6 Як-3 в район Шимонторниа, встретил до 50 ФВ-190 под прикрытием до 30 Ме-109.
Несмотря на численное превосходство противника, группой атаковали «фокеров», вынудив их неприцельно сбросить бомбы. Одного из них Сурнев «достал» точной очередью. Но и его самолет во время атаки был поврежден. С пробитым бензобаком и поврежденными приборами Сурнев довел свой истребитель до аэродрома. В тот же день на другом самолете вылетел на прикрытие наших войск в район селения Адонь. Возвращаясь с задания, встретил 2 Ме-109, которые вели разведку. Зайдя внезапно в хвост ведомого, Сурнев сбил его. Ведущий попытался уйти, но был настигнут советским асом и также сбит.
В ТОМ ЖЕ районе селения Шимонторниа 14 марта 1945 года Сурнев сбил еще 2 вражеских самолета. Его четверка Як-3 атаковала группу из 16 вражеских самолетов, заставив «фокеров» сбросить бомбы не дойдя до цели.
Старший лейтенант Сурнев, атакованный сверху одновременно шестью «фокерами», завязал с ними бой. Его самолет получил 8 пробоин снарядами, но продолжал слушаться своего летчика. В результате боя
4 вражеских самолета упали около Шимонторниа, 2 из которых от очередей Сурнева.
На следующий день после этого боя командир полка подполковник Чугунов написал представление на присвоение старшему лейтенанту Сурневу, совершившему к этому дню 177 боевых вылетов и сбившему
18 вражеских самолетов, звания Героя Советского Союза.
НО ЭТО БЫЛО еще не окончание войны. 16 марта северо-восточнее Секешфехервара Сурнев сбил еще одного «фокера», 19 марта у селений Полгардь и Берхида – еще 2 Ме-109, оба в один день. А затем началась Венская наступательная операция, в которой истребители поддерживали наземные войска. 1 апреля 1945 года уже на территории Австрии южнее селения Лайпербах Сурнев сбил Ме-109. И в дни штурма Вены прямо над центром австрийской столицы он поразил своего последнего «мессера», доведя свой счет сбитых вражеских самолетов до 23.
После окончания войны Герой Советского Союза, кавалер семи боевых орденов и шести медалей, три из которых за освобождение и взятие европейских столиц (Белграда, Будапешта, Вены) продолжил службу в небе, перевелся в истребительную авиацию войск ПВО. В 1948 году окончил Таганрогские высшие летно-тактические курсы. Служил командиром эскадрильи в 28-м и 472-м истребительных авиационных полках ПВО с дислокацией в Брянске и Орле.
В НАЧАЛЕ 50-х годов в полк стали приходить реактивные самолеты МиГ-15, и Сурнев одним из первых в полку освоил пилотирование реактивного истребителя.
5 марта 1952 года инспектор-летчик по технике пилотирования и теории полета 15-й гвардейской авиационной истребительной дивизии ПВО гвардии подполковник Сурнев испытывал новый реактивный истребитель МиГ-15 «бис» над Верховским районом Орловской области. Трижды его запрашивали с земли о состоянии полета. Все проходило нормально, и Николай доложил о выполнении последней стадии полетного задания – проверке характеристик устойчивости и управляемости на максимальных скоростях полета.
Неожиданно на высоте 2000 м самолет вошел в неуправляемый штопор. По воспоминаниям летчиков, служивших вместе с Н. Г. Сурневым, полковника Шапочки В. А., подполковника Ждановича А. А., майора Сереженко М. П. он до конца боролся с критической ситуацией, пытаясь сохранить боевую машину, и не воспользовался парашютом. Операторы на земле приняли последнее, трагичное: «…Погиб…».
Самолет упал в 7 километрах от рабочего поселка Леденский Орловской области.
Самолет МиГ-15 использовался в советских ВВС до 70-х годов прошлого столетия. Эту долгую жизнь дал самолету и наш земляк Н. Г. Сурнев – в обмен на свою.
ГЕРОЙ Советского Союза гвардии подполковник Сурнев Н. Г. с воинскими почестями был похоронен на воинском участке Троицкого кладбища Орла. На траурной церемонии звезду Героя Советского Союза нес его боевой друг и командир дважды Герой Советского Союза А. И. Колдунов.
В память о Герое в г. Орле и на родине в с. Большое Городище установлены бронзовые бюсты Н. Г. Сурнева, его имя носят улицы в Шебекино, в селе Большое Городище, Большегородищенская средняя школа, имя летчика стоит в ряду других Героев Советского Союза на мраморных досках в мемориальных комплексах на Поклонной горе в Москве и в Киеве на берегу Днепра.
- Добавить комментарий
- 6301 просмотр
- Страница для печати