И ТЕМ ГОРШЕ ЖАЛЬ, что с тех пор сменился состав нашей нации, сменились лица, и уж тех бород доверчивых, тех дружелюбных глаз, тех неторопливых, несебялюбивых выражений уже никогда не найдет объектив».
Эта цитата из солженицынского «Августа четырнадцатого» всплыла в памяти сразу же, как только вгляделся в старые фотографии на выставке «Взгляд из прошлого» в зале Белгородского регионального отделения Российского фонда культуры.
Усатые богатыри если не участники Бородинского сражения, то, похоже, их сыновья, взглянув на которых, Михаил Юрьевич Лермонтов так же мог сказать «Богатыри, не мы…»; дамы в длинных – в пол – платьях, купец в добротных сапогах, в руках которого «для антуражу» гусли; молоденькие мамаши с грудничками на руках словно сами ждут вылетающей из камеры птички; дети на лошадках-качалках. Видно, что поход к фотографу был настоящим событием для семьи.
И одеты все в обновы, и торжественность на лицах под стать значимому в жизни событию (а фотография таковым и являлась). Каждый третий из мужского сословия похож на Чехова, каждый второй – на Толстого. А если солдат в лихо заломленной на затылок фуражке, то герой, не меньше. Гимназистки в белых фартуках – гремучая смесь невинности и бесоватой шаловливости в глазах.
По крупицам собранная история России. Даты на фотографиях точно констатируют время – 1863–1917. На каждом снимке факсимиле фотографа, настоящего мастера своего дела. Куда уж нынешним «салонщикам» до них! Здесь нет репродукций, стирающих налет достоверности с оригинала. Все это великолепие окружено старинными с боем часами, отбивающими, страшно сказать, третье столетие; стулом ручной работы, огромным дорожным чемоданом. А главное – форматной фотокамерой с мехами гармошкой, как и положено, на деревянной треноге.
Я знал об увлечении Владимира Савченко предметами старины. Не раз бывал у него дома, любуясь старыми проигрывателями, часами, допотопным комодом. Видел и часть коллекции старых фотографий, которые он годами доставал где только мог, в том числе и в букинистических магазинах. Но даже не предполагал, что все это, собранное воедино, столь сильно воздействует на чувства.
Кажется, только старинная музыка так же может вернуть сознание к нашим истокам, которые мы, к сожалению, забываем.
Настоящая дружба всегда связывается общностью интересов. Два Владимира, Савченко и Аксенов, вместе с заслуженным художником России Владимиром Козьминым побывали на Байкале, сделали совместную фотовыстаку об этих красивейших краях. Как оказалось, их объединяет не только современная фотография и живопись, но и жизненный уклад наших предков. Фотографические коллекции друзей, слившись в одно целое, как раз и навевают ту горькую жаль об отсутствии тех «доверчивых и дружелюбных лиц».
- Добавить комментарий
- 5553 просмотра
- Страница для печати