Поселок Северный под Белгородом, улица Березовая, 34-в. Мало кто знает этот адрес, но именно сюда поступает информация о ЧС в регионе и отсюда выезжают машины со специалистами, готовыми прийти на помощь каждому из нас.
Поисково-спасательная служба области – структура молодая, появилась по распоряжению губернатора Е. С. Савченко тринадцать лет назад. В некоторых регионах до сих пор обходятся без спасателей. Белгородские же власти еще в 2001 году посчитали, что кто-то должен обеспечивать безопасные условия труда и жизни граждан. Когда человек спокоен, чувствует свою защищенность, он эффективнее работает.
Накануне профессионального праздника мы взяли интервью у начальника службы О. С. КУДЕРОВА.
– Олег Сергеевич, про профессию спасатель часто говорят: гуманная и опасная. А в чем состоит риск?
– При ликвидации чрезвычайной ситуации спасатели находятся под воздействием комплекса опасных и вредных для здоровья факторов, например, таких как внезапное обрушение, задымленность, плохие экологические условия. Найдется масса других причин, которые подвергают их высокому риску. Кроме того, существуют и психологическая напряженность, неопределенность обстановки, дефицит времени для принятия решения. Работа связана с угрозой для жизни и здоровья людей. И те, кто приходит к нам, понимают, что подвергают себя опасности. Поэтому у нас работают люди по призванию.
– За экстремальные условия труда, наверное, полагается хорошее вознаграждение. Сколько зарабатывают спасатели?
– Ребята работают сутки через трое, получают в среднем около 20 тысяч рублей в месяц.
– Словом, в спасатели идут не за деньгами…
– У нас работают фанаты своего дела. Мужественные, готовые рисковать, самоотверженные люди. И прекрасные универсалы. По нашим требованиям специалист должен иметь не менее пяти смежных профессий. Водить машину любой марки, разбираться в ней, владеть сварочным оборудованием, иметь навыки монтажника, водолаза, альпиниста – всех родственных профессий, которые могут пригодиться в чрезвычайных ситуациях.
Ребята – а у нас сегодня работает 41 человек – постоянно учатся, повышая свою квалификацию (здесь есть специально оборудованные классы), участвуют в соревнованиях, учениях. Обязательное требование для спасателей – занятия физической подготовкой (у нас собственный хороший тренажерный зал). Чем больше опыт спасателя, тренированность, интеллектуальный потенциал, тем больше вероятность, что он сумеет помочь. Он готов к этому, у него нет растерянности, он знает, что делать.
– Вы получили сообщения о ЧП, что происходит дальше?
– Здание поисково-спасательной службы области не случайно было построено два года назад именно здесь. Расположение «базы» выбирали вместе с руководителем Главного управления МЧС России по Белгородской области Сергеем Петровичем Потаповым. Для оперативного реагирования местоположение идеальное. Рядом проходит трасса федерального значения «Крым». Пробок нет, спасатели до места ЧП добираются в кратчайшие сроки. Мы можем объехать Белгород со всех сторон и добраться в любую точку за считанные минуты. До международного аэропорта отсюда рукой подать, железнодорожный вокзал недалеко. Время всегда играет против нас, и малейшее промедление, задержка могут стоить чьей-то жизни.
Дорогой пытаешься представить картину, которую можешь увидеть на месте аварии. В голове планируешь оперативные действия, ищешь пути скорейшего решения проблемы. Но каждое ЧП индивидуально. По закону подлости в ДТП машины порой так столкнутся, так перевернутся, что измучаешься, пока поймешь, как лучше их зацепить, чтобы они встали куда надо. Все законы физики вспомнишь. Опыт – великая вещь – выручает. Ты уже точно знаешь, что именно этот бензовоз (этой марки) только так, а не иначе можно поставить на колеса.
Но самые тяжелые аварии те, в которых гибнут люди. Вспоминается одна из последних, когда на объездной дороге под Белгородом столкнулись две иномарки и погибли сразу шесть человек. В автомобилях сработали подушки безопасности, но это не спасло им жизни. Пассажиров выбросило в лобовые стекла. Мы находили тела в радиусе десяти метров от места аварии.
– И много вы видите подобных трагедий?
– Количество выездов спасателей на ликвидацию тяжелых ДТП снизилось благодаря тому, что у нас дороги одни из самых безопасных в России.
– Но без работы белгородские спасатели не сидят?
– Мы всегда в боевой готовности. Участвуем в ликвидации последствий взрывов бытового газа, разборе завалов, в крупных пожарах, ищем потерявшихся в лесах, вытаскиваем провалившихся под лед, упавших в ямы… Здесь наша главная задача – ликвидировать опасность для человека.
Часто просят открыть захлопнувшиеся двери, за которыми немощные старики, маленькие дети. Зовут нас спилить деревья, которые могут упасть на строение или людей. Раза три–четыре в неделю кто-нибудь где-нибудь обязательно разбивает градусник, специалисты выезжают, чтобы провести специальную обработку помещения. У водолазов каждый год прибавляется работы, они перед купальным сезоном должны обследовать дно пляжей. А зоны отдыха белгородцев прирастают год от года. Если перевести площади, которые они проверяют, в стадионы «Салют», в Белгороде получится пять–шесть арен.
Органы МВД стали чаще привлекать водолазов на поиски следов преступления. Вместе с нашими взрывотехниками и кинологом с собакой полицейские выезжают на сообщение о заложенной бомбе. Недавно на автовокзале Белгорода кто-то оставил сумку, которая показалась подозрительной.
– Какие виды работ сотрудники поисково-спасательной службы проводят за деньги?
– Владельцы производственных предприятий заключают с нами договоры на обслуживание опасных объектов. Собственники дамб, водоемов обращаются за техническим обследованием. Все остальное выполняется бесплатно.
– Олег Сергеевич, есть такая метафора: «Земля отторгает металл». Это просто красивое выражение или на самом деле так и происходит?
– Да, земля «выдавливает», выносит на поверхность чужеродные ей предметы. Сколько раз по звонку грибников мы приезжали и видели такую картину: лежит ржавый снаряд под кустом, видно, что не специально подбросили. Под своей тяжестью со временем он должен углубиться в землю на несколько сантиметров. Но какая-то сила через много лет его поднимает… И с каждым годом таких страшных находок появляется все больше. Раньше в основном в лесах обнаруживали, а сегодня из-за того, что в области ведется интенсивное строительство, снаряды отыскиваются на месте будущих объектов, при закладке фундамента. В прошлом году правительство области выпустило распоряжение о том, что при застройке, особенно это касается социальных объектов, проведении земляных работ предприятие-застройщик должно вызывать взрывотехников нашей службы (кстати, эту работу мы тоже выполняем за плату). Помните случай, когда пару–тройку лет назад в Строителе на территории районной больницы обнаружили мощную авиабомбу? Газовики прокладывали оборудование и на-ткнулись.
При строительстве международного аэропорта в Белгороде аналогичная была история. Там проводили реконструкцию взлетной полосы, рабочие нашли снаряд в куче привезенного песка. А когда стали продлевать полосу, очередной взрывоопасный предмет обнаружили на глубине.
Никто не знает, взорвется такой снаряд, авиабомба или нет. Они могут пролежать 50–70 лет в лесу, в земле, но стоит его повернуть на бок, и последствия могут быть катастрофическими. Когда на полигоне происходит подрыв, они все детонируют.
Чаще всего сообщения о таких находках поступают из Яковлевского, Белгородского и Шебекинского районов. У нас есть оборудование, которое позволяет «услышать» металл на два метра в глубину. Ребята уже по характерному звону определяют, арматура это строительная или снаряды. Железо звучит по-своему, медь тоже. У латуни свой «голос», который сообщает – это снаряды, гильзы.
Бывает, взрывотехники натыкаются на останки солдат, находят личные вещи, оружие… Что-то передаем в наше управление МВД, что-то оставляем у себя в музее.
– В прошлом году в Белгороде перед 9 Мая на улице Студенческой возле мусорных контейнеров нашли боеприпасы. Видимо, кто-то держал дома как «сувенир» с войны. Много таких случаев, когда подбрасывают снаряды на видное место?
– Раньше действительно было достаточно таких происшествий. Принесут из леса, спрячут, а потом не знают, что с этим делать. Но благодаря журналистам, которые рассказывают, насколько это рискованно, таких эпизодов все меньше становится.
– У вас работают лучшие в Центральном федеральном округе спасатели – водолаз и кинолог. Расскажите об этих людях.
– Начальник отделения специальных и водолазных работ Леонид Зенкин, специалист первого класса, уже в четвертый раз признается лучшим в профессии. Работает 11 лет. Провел под водой более двух тысяч часов. Работает и зимой и летом. На поверхности, на земле, занимается сбором разлившихся нефтепродуктов из перевернувшихся бензовозов. Но основной профиль – водолазные работы.
Специфика в том, что работать приходится в воде в кромешной темноте из-за поднявшегося со дна ила. И порой находки Леонида, если его приглашают наши следственные органы, бывают ужасны… Но он мужественно справляется с поставленной задачей.
Когда идет счет на минуты, собака просто незаменима. Кинолог и собака – одна команда. Наша Екатерина Сотова (она уже знакома читателям) окончила национальную школу по подготовке инструкторов-кинологов. В поисково-спасательной службе области не так давно, но уже добилась признания. Ее «коллеги» – лабрадоры-ретриверы Даймон и Луна. У нас были в свое время и овчарки, и спаниели, но мы остановились на добродушных и незлобных лабрадорах. Они очень преданы работе, мне кажется, могут продолжать ее, даже падая от усталости.
– Олег Сергеевич, от редакции «Белгородской правды» хочу поздравить всю вашу мужественную службу с Днем спасателя и наступающим Новым годом.
– Спасибо.
- Добавить комментарий
- 4228 просмотров
- Страница для печати