Невозможность взять кредит, отсутствие дорог, мечты о еще большей поддержке государства и желание попасть на полки магазинов со своей продукцией... Этим проблемам российских фермеров уже более 20 лет... И в нынешних обстоятельствах они выкручиваются и приспосабливаются кто как может, но на хлеб с маслом зарабатывают.
– Сегодня процентная ставка по кредитам Россельхозбанка выросла до 30 процентов, а еще недавно была 14, – рассказывает владелец личного подсобного хозяйства житель села Теребрено И. В. Калашников. – Когда у меня был субсидированный кредит, банку я должен был платить 4–5 процентов годовых. Выгода очевидная. Я смог купить трактор, «Соболь» – молоко развозить по клиентам, построил сарай для скотины. А сегодня кто рискнет обратиться в банк за деньгами для развития хозяйства?
Несколько лет назад владелец ЛПХ планировал открыть цех по переработке молока. Тогда его остановила дороговизна мини-цехов, стоивших миллионы рублей. Калашников даже в какой-то степени рад, что тогда не поддался иллюзорным перспективам. Смог трезво просчитать и понять, что цех не окупил бы себя. Затраченные немалые силы и средства пошли бы прахом. Он объясняет: «Своих объемов молока у нас бы не хватало, а закупать сырье на стороне, чтобы загрузить производство на все сто процентов, не хотелось. Качество своего молока мы гарантируем, а с чужим были бы проблемы. Кроме того, цех потребовал бы отказаться от своей скотины и заниматься только переработкой».
В хозяйстве сегодня 35 коров, половина из которых дойные. Первые две буренки появились в то время, когда соседи, друзья заколачивали дома и отправлялись за стабильным заработком в Москву. Бывший главный зоотехник развалившегося колхоза, человек семейный, в столице для себя не видел перспектив. А главное: где жить семье с детьми?
С конца 90-х жена Игоря Владимировича Светлана Евгеньевна раз в неделю торгует на центральном рынке Белгорода маслом, сывороткой, сметаной, творогом и молоком. Со временем образовалась своя клиентура. Многие уже за натуральными продуктами для детей и внуков ходят.
Поинтересовалась экономикой производства. Но мужчина не назвал мне ни одной цифры.
– Мы перестали считать, сколько получаем молока. Продали продукцию, сразу отложили деньги на ремонт техники и покупку корма. Живем, не шикуем, но на хлеб с маслом хватает.
И, видимо, действительно хватает. Иначе бы местные власти не обращались к Калашниковым с разными просьбами, например, помочь со строительством сельского храма, благоустройством территорий.
Обычно в разговоре с владельцами молочных ферм нет-нет да и зайдет речь о тяжелом крестьянском труде. Известно, что именно молочное животноводство самое трудоемкое производство. Недаром же в селах редко услышишь мычание коров. Я было тоже «затянула» эту тему, чтобы поддержать и продлить разговор о нелегкой доле. Но хозяин ЛПХ неожиданно остановил: «Мне все сочувствуют: как же вам трудно, говорят. А я отвечаю: всем сейчас тяжело. Просто не надо себя загонять в эти рамки, мол, я такой несчастный»...
Не опускает руки, с оптимизмом, надеждой на лучшие времена живет и земляк Калашникова – А. Н. Бабченко из села Демидовка. Хотя проблем у предпринимателя хватает. Несколько лет Анатолий Николаевич ждет помощи в строительстве дороги к пруду, где у него организовано рыболовецкое хозяйство. Проложить необходимо всего 400 метров асфальта. Пока обещают, рыбоводу временами приходится с приключениями преодолевать эти метры с уловом – машина застревает в непролазной грязи.
Бабченко благодарен за поддержку, оказанную ему областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства. На выигранный грант в 300 тысяч рублей он смог в селе Поповка создать для любителей рыбной ловли и их семей условия для комфортного отдыха. Привел в порядок территорию у воды, поставил домики, беседки, кухню соорудил, пирс. Организовал пляж, купил для развлечения бассейн, катамаран. Дело как будто бы обещало пойти в гору, предприниматель просил за удовольствие посидеть с удочкой сущие копейки – за день рыбалки 200 рублей, за сутки – 300. Но неожиданно в планы вмешалась политика. Пруд Бабченко на сопредельной с Украиной территории – этим летом никто не рискнул приехать сюда за толстолобиками, амурами, карпами.
В следующем году предприниматель попробует запустить в пруд новую породу рыбы – карп-карась. Есть и другие идеи для развития бизнеса.
– С весны думаю организовать небольшой разделочный цех и тогда стану увеличивать производство. По местным магазинам буду предлагать рыбу. Копченая по 180 рублей за килограмм вмиг разбирается на ярмарках, которые проходят в Красной Яруге. Решил поставить холодильники в разделочном цеху и все лето торговать разделанной, потрошеной рыбой по заказу.
Но чтобы это все успешнее осуществить, предпринимателю ох как нужна дорога.
- Добавить комментарий
- 5368 просмотров
- Страница для печати