Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

Военная тайна на дне Псла

Летом 1944 года меня, семилетнего городского мальчишку, привезли к бабушке в большое село Павловка, что возле Ивни. В селе еще были свежи следы недавних больших боев. Прямо напротив нашей хаты, через дорогу, стояли иссеченные осколками яблони колхозного сада, а по его краю тянулась длинная траншея, и в ней я с соседом, сыном учительницы Юркой Синицыным набивал карманы темно-зелеными узкими гильзами немецких патронов. Там же, в траншее, мы откопали бритву с потускневшим лезвием и красивой пластмассовой ручкой.
От Юрки и его приятелей услышал я тогда (в Павловку меня привозили каждый год на все лето) немало интересного про войну. И самой любопытной оказалась история «черной фашистской пантеры»: ее в сорок третьем подбили наши на мосту через Псел. Мост тогда же сгорел, а «пантера» ушла под воду в самом глубоком месте реки. И мы не раз доплывали до «того места» — метрах в пятидесяти—шестидесяти от песчаного берега и, затаив дыхание, старались разглядеть ее в прозрачной речной глубине. И нам казалось, что среди крупных, словно блюдца, зеленых листьев действительно проглядывают контуры какой-то темной громадины. Пытались даже нырять, но глубина реки в том месте была для нас недосягаема...
Все это живо вспомнилось недавно, когда на глаза попался номер московской газеты «Клады и сокровища». Вот краткое изложение рассказа из нее.
«...Этот случай произошел летом 1943 года в разгар боев на Курской дуге. В то время герои нашего рассказа воевали на легком танке БТ в составе отдельного батальона огневой поддержки, и находились они во втором эшелоне, так как бросать легкие танки против «пантер» и «тигров» было просто неразумно... Однажды батальон был поднят по тревоге, и экипажи заняли свои места в танках. Однако ожидать приказа пришлось довольно долго... Наконец на просеке, где стояла танковая колонна, появился крайне озабоченный командир батальона Усов и, переходя от танка к танку, чего никогда ранее не бывало, лично ставил задачу каждому командиру отдельно. Дошла очередь и до наших рязанцев.
Приказ был краток и необычен: развернуться спиной к фронту и производить прочесывание окрестных балок и перелесков. Задача — перехватить небольшую немецкую автоколонну из трех автомобилей в сопровождении группы мотоциклистов, которая по нашим тылам прорывалась навстречу немецкому танковому клину.
— Радиообмен запрещаю, — добавил комбат на прощание. — Слушайте летчиков на частоте 9740...
Усов побежал к следующей машине, а наши танкисты завели дизель и двинулись вслед за ушедшими машинами, которые расползлись веером по лесу. Примерно через полчаса они выбрались из чащи и остановились для прокладки маршрута и прослушивания эфира... В наушниках сначала было тихо, но скоро зазвучали позывные трех или четырех пилотов, которые вели поиск с воздуха. По их переговорам было ясно, что колонна пока не обнаружена. Командир танка решил двигаться прямо к недалекой реке Псел и дал приказ на движение.
Около двух часов пополудни, когда танкисты уже порядком устали от бесцельного блуждания по пыльным проселкам и перелескам и остановились, чтобы перекусить, на волне авиаразведки прозвучал совсем другой голос, доложивший неведомому Роману, что «букашки» обнаружены в квадрате 28—16. Через какое-то время пилот добавил, что ему удалось с трех заходов поджечь две машины, но он подбит сам и идет на вынужденную посадку...
Заскрежетали гусеницы, и танк, слегка увязая в рыхлом грунте, пополз на вершину холма, закрывающего вид на уже близкую реку. Все, кроме механика-водителя, высунулись из люков боевой машины и внимательно осматривали окрестность, стараясь не пропустить внезапного появления остатков немецкой автоколонны. Наконец подъем закончился и танк замер на заросшей орешником вершине холма. В бинокль командир хорошо видел деревню на другой стороне реки и низкий деревянный мост, ведущий на эту сторону. Присмотревшись, он заметил, что настил моста у противоположного берега сильно поврежден.
— Э, да переправа-то разбита, смотри, — он передал бинокль стрелку, сидевшему рядом с ним на башне.
— Да, наверное, бомба в него попала, а то и две, нам точно не проехать...
— Немцы, немцы, вон они! — завопил механик-водитель, указывая пальцем на проселочную дорогу, которая, огибая холм, где стоял танк, вела к поврежденной переправе.
Вся колонна состояла из шести или семи мотоциклов с колясками, за которыми мчался громадный легковой автомобиль совершенно необычного вида. Черный массивный корпус без дверей и окон, но главное, что сразу бросилось в глаза, — это колеса железного монстра, их было шесть. Немцы из-за поворота еще не видели, что мост поврежден, и, вздымая клубы пыли, неслись к реке, за которой, как им казалось, их ждет спасение...
Заревел дизель, и БТ, набирая скорость, помчался с холма, отрезая немецкой колонне единственный путь к отступлению. В это время мотоциклисты уже выскочили на мост и только тут увидели, что настил разрушен и проехать на другую сторону совершенно невозможно. После секундного замешательства они начали разворачиваться, но странный автомобиль, выехавший на мост последним, перекрыл им дорогу. Видимо, в этот самый момент кто-то из немцев и увидел несущийся на них с холма танк. Засверкали вспышки выстрелов.
— Огонь! — рявкнул командир танка, нажимая на спуск пулемета и пытаясь удержать мост в перекрестии прицела.
Грохнула пушка, однако снаряд, никого не задев, разорвался в камышах. Казалось, что черный автомобиль даст задний ход и попытается уйти по той же дороге, пока наш танк лавирует среди ям и крутых откосов на холме, дав заодно и дорогу мотоциклистам, но произошло прямо противоположное. Немецкая машина резко рванулась вперед, сбросив в воду один из мотоциклов, и затормозила только у пролома, примерно на середине моста. Из нее выбрались двое в черной форме, и тут же все мотоциклисты прекратили ответный огонь и бегом бросились к застрявшей у пролома машине. Никак не ожидавшие такого поворота событий, но обрадованные тем, что немцы не разбежались по камышам, танкисты тоже прекратили огонь и использовали неожиданную паузу, чтобы спуститься наконец с холма на дорогу. При этом они на несколько секунд потеряли немцев из виду, так как пришлось сворачивать и двигаться по глубокой промоине. Когда же они вновь увидели странный автомобиль, оказалось, что передние колеса его уже свесились с моста, а вся немецкая команда, дружно орудуя выдранными из пролома бревнами, старается сбросить машину в воду. Командир танка, понимая, что у него всего несколько секунд, крикнул водителю: «Стой!»
Танк замер. Противников разделяло не более ста метров. Лязгнул замок танковой пушки. Немцы отчаянно нажали на примитивные рычаги, и черный автомобиль накренился над рекой. Дав еще одну секунду на более точную наводку, командир выдохнул: «Пли!»
Снаряд лопнул в самой гуще немцев. Взлетели обломки досок, тела с растопыренными конечностями, куски резины из распоротых осколками колес. Массивная кормовая часть автомобиля съехала с настила, он накренился и, заваливаясь на крышу, рухнул в воду. Секунду стояла тишина, которую тут же вспорол грохот обоих танковых пулеметов. Все было кончено в считанные мгновения.
Гнать танк прямо на ненадежный мост командир не решился. Они достали автоматы и, держа их наготове, приблизились к лежащим на мосту немцам. Все трупы были в офицерской форме, но в солдатских сапогах, и ни у одного не было никаких документов. Недолго думая, танкисты посбрасывали убитых в реку. Туда же столкнули и изрешеченные пулями мотоциклы. Искупавшись и закусив, танкисты двинулись в обратный путь — дело шло к вечеру, но судьба готовила им новое испытание. В сумерках они напоролись на вкопанный в землю рельс и порвали правую гусеницу.
Попытались связаться со штабом по радио, но безрезультатно. Ремонт в темноте затянулся до рассвета. Вконец измученные и ожидающие нагоняя за опоздание к контрольному сроку, они примчались на оставленную вчера просеку, но родного батальона там уже не застали. В то время, пока они размышляли, что предпринять, на просеке показался почтальон их части. Он и объяснил им в двух словах, как добраться до своего батальона...
Вот, в общем, и вся немудреная история. Остается только ответить на некоторые вопросы. Что же все-таки перевозил странный шестиколесный автомобиль? Почему сопровождали его только офицеры?.. Уже в наше время удалось выяснить, что фирма «Мерседес-Бенц» выпустила всего четыре таких бронированных спецавтомобиля повышенной проходимости с тремя осями, и использовались они гитлеровцами лишь для особо важных и секретных перевозок...».
В 1954 году хата в Павловке перешла к другим хозяевам, и я с тех пор ни разу не приезжал в отчее село, хотя в соседней Ивне бывать случалось. Не слышал за минувшие годы ничего определенного и о судьбе загадочной «черной машины» на дне Псла. Интересовала ли она кого-нибудь, пытались ли достать ее со дна или хотя бы обследовать с помощью водолазного снаряжения — не знаю.

Автор: 
Б. ОСЫКОВ
№: 
54
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (3 голосов)
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла