Семейные фермы Белогорья
Более пяти лет пишу о реализации областной программы «Семейные фермы Белогорья». Заметила: львиная доля ее участников – люди приезжие. Мигранты из Казахстана, Таджикистана, Молдовы, Приднестровья, Азербайджана, Армении, Дагестана и, конечно, прибывшие из регионов России. Став предпринимателями, они создают новые рабочие места, финансируют социальные проекты, благоустраивают сельские территории, занимаются благотворительностью – в общем, поднимают экономику и развивают села.
Опросы институтов общественного мнения, которые нашла в Интернете, говорят, что такая тенденция характерна для всех регионов России – «понаехавшие», как сегодня можно услышать, в большинстве случаев чаще становятся предпринимателями, нежели коренное население.
Яркий пример высокой бизнес-активности приезжих продемонстрировали в Валуйском районе на очередном выездном совещании по вопросам социально-экономического развития сельских территорий. Думаю, что местные власти не планировали ставить такую задачу. Так вышло, что инициаторы любопытных проектов, с которыми ознакомились участники этого совещания – руководители районных управлений сельского хозяйства, за исключением одного, оказались людьми пришлыми. Не важно, кто из них сколько времени живет на Белгородчине. Главное, что закрепиться на месте, начать собственное дело, развернуться им было гораздо сложнее, чем коренному населению. Однако...
Летом в село Тимоново постоянно приезжают перекупщики овощей. На улице Калачевка они закупают огурцы, помидоры и везут на рынки в Валуйки. Производители этой продукции – индивидуальный предприниматель Риф Хазиев и его соседка, владелица личного подсобного хозяйства Наталья Шорина – особо не торгуются за цену килограмма. Самим стоять за прилавком им просто некогда. Высадить рассаду, вырастить да собрать урожай – вот их дело.
Семьи Хазиевых и Шориных 15 лет назад переехали на постоянное место жительства из Караганды (Казахстан). В первой семье двое детей, вторая многодетная – трое. Земляки дружат домами, не конкурируют друг с другом, наоборот, поддерживают в трудную минуту, вместе сооружают теплицы и радуются успехам.
В 2012 году Риф участвовал в конкурсе областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и выиграл грант – 300 тысяч рублей на строительство отапливаемого рассадника площадью 50 квадратных метров. Помимо рассады выращивает и овощи, вместо огородика у него на шести сотках за домом три теплицы под пленкой. Есть возможность и желание расширять бизнес.
А Шорины только рассчитывают на грант. От государства по программе службы занятости они получили более ста тысяч рублей, на которые соорудили две теплицы. В планах поставить еще парочку, под пленкой. Основная рабочая сила в теплицах – муж Натальи Юрий. А сама она в местном ДК занимается с детьми прикладным творчеством. Свои дети выросли: сын в армии, девочки учатся в вузах.
Участник пилотного проекта по выращиванию и переработке ореха – Семен Арутюнян родом из Сочи. В селе Принцевка он продемонстрировал участникам совещания уникальную машину – орехосборщик собственного производства. Ни в России, ни за рубежом такой самоходной машины такого класса просто нет. Идея сконструировать ее пришла, когда ореховод столкнулся с проблемой сбора.
– Когда ее называют пылесосом, я обижаюсь, – рассказывал предприниматель. – Потому что пылесос работает с мешком для мусора, а здесь орех собирается в ящики, можно сделать и комбайновый вариант – с телегой. Производительность машины – 40 тонн за восемь часов работы. За смену убирает четыре гектара. Я ее делал для наших горных условий. Но оказалось, что у вас более благоприятные условия для выращивания ореха фундука – в Сочи первый урожай собирается на четвертый год, а здесь уже на третий. Кроме того, бизнесом тут проще заниматься. Ваши власти мне уже говорят: надо думать о развитии. Землю дали в долгосрочную аренду.
– В Краснодарском крае, – продолжает Семен, – мне долго обещали найти 100 гектаров для закладки деревьев, но разговоры о помощи так и остались разговорами. Каждый год приходилось арендовать по клочку земли – то там, то сям у местных сельхозтоваропроизводителей. И каждый раз была неизвестность – продлят ли аренду земли? А на 49 лет не хотели ее оформлять. Поэтому смысла вкладываться там не увидел. Приехал сюда.
Арутюнян планирует трудоустроить на свое предприятие 120 человек. Некоторые уже работают в цехе, где производится лущение, обжарка, сортировка и упаковка фундука. Осенью начнется высадка кустарника на площади 120 гектаров. В свой бизнес потомок древнего крестьянского рода стремится привлечь и других желающих выращивать орех. Важно, подчеркивает, заменить турецкий продукт на свой. Для этого необходимо удешевить производство собственного, и это не проблема. Уникальная машина как раз и позволит снизить себестоимость белгородского ореха.
На реализацию областной программы развития ореховодства в области заложено пять тысяч гектаров земли. Охотники поучаствовать в ней нашлись тут же. И снова ими оказались мигранты. Терские казаки братья Кольчугины, переехавшие из Ставрополья, этой весной в селе Шушпаново посадили две тысячи деревьев молодого грецкого ореха и заложили маточник на 10 тысяч саженцев.
Семен и Ярослав говорят: их предки всегда высаживали родовые рощи. И они не хотят прерывать эту многолетнюю традицию. Собственных средств вложено уже более миллиона рублей. Рассчитывают получить государственную поддержку – в хозяйстве требуется техника и новые саженцы. Молодые предприниматели очень довольны тем, как местные власти стремятся их поддерживать.
– Я всегда думал, – признается Ярослав, – что если нам не мешать, то у нас все получится. Но даже представить себе не мог, что нам еще и помогать будут. Даже в спину толкают. Я такое впервые встречаю.
По примерным оценкам Кольчугиных, объемы производства могут составлять от 100 тонн ореха. С одного гектара урожай должен быть не менее 2,5 тонны. В будущем планируется организовать переработку, например, выпускать орехово-медовые пасты. А пока деревья растут, жить они думают за счет разведения овец.
Предприимчивые переселенцы поделились ближайшими перспективами своего житья-бытья. Решили братья возродить на валуйской земле хуторское казачество. На «малом» правительстве они уже защитили проект по сельскому туризму, который назвали «Казачья крепость». В Шушпаново, по словам Ярослава и Семена, к 2018 году должен появиться музей-заповедник казачьего быта.
– Хочется, чтобы наши дети не забывали, как жили предки. У нас там будут погреба, подземные ходы, настоящая кузня, монетный двор, музей оружия… Это будет этнографическая деревня, где все экспонаты «работающие» – можно подержать в руках, что-то попробовать с ними сделать. Многие белгородцы, знаем, ездят в Липецкую область в сафари-парк «Кудыкина гора», мы попробуем сделать то же самое у нас в районе.
Ставропольцы удивили своей хваткостью, смелостью и масштабом идей, напористостью, исключительностью проектов. На это Кольчугины ответили примерно так: «А мы приехали из такого места, где постоянно надо бороться за свой бизнес. Там колоссальная конкуренция: одним глазом моргнул – землю потерял, вторым моргнул – без своего дела остался... Белгородцы живут будто в замедленном кино, как нам кажется».
- Добавить комментарий
- 9778 просмотров
- Страница для печати
мне интересно, статья этого
мне интересно, статья этого недоуменного А. ЗОЛОТАРЕВА, с до сек пор Дагестан стала другой государство, а их граждане, стали считаться в России мигрантам, смешно.