САМОЕ трудное в шесть лет – это проснуться до рассвета. Подпаску Феде Шевченко в довоенном тридцатом – и того меньше. Но когда отец – председатель колхоза, да еще с таким громким названием, как «Путь социализма», – особо не забалуешь. Вряд ли маленькому Федьке ставили палочку за трудодень, скорее всего по старому сельскому обычаю хозяева коров просто подкармливали мальчонку. В то время и это было немаловажно.
В войну, когда немец подходил к родному Никольскому, уже окончившего восьмилетку Федора снарядили с колхозным стадом под Сталинград, подальше от врага. Но кто знал, что враг именно туда и рвется. Еще меньше Федор ожидал встретить там отца. Прогоняя стадо по одной из улиц поволжского села, он вдруг услышал крик двоюродного брата, с которым гнал стадо:
– Федька, скорее сюда, батя твой здесь!
С отцом, который уже год воевал с фашистом, только и успели что обняться да обменяться новостями. Больше они не виделись – Михаил Павлович сложил свою голову подо Ржевом.
А вскоре и сын надел солдатскую гимнастерку – доброволец Федор Шевченко стал курсантом учебного разведбатальона. Но окончить командирские курсы так и не успел. Молодое пополнение по тревоге вместе с артдивизионом бросили под Чернянку перекрывать прорыв наступающего противника.
Первый номер станкового пулемета – в такой должности рядовой Шевченко принял и свой первый в жизни бой. В семнадцать лет о смерти не задумываются – азарт боя захватил молодого солдата. Видя, как нарывается на его пулеметную очередь передовой отряд мотоциклистов, Федор испытал чувство победителя – не так, мол, страшен черт, как его малюют.
Звание курсанту так и не присвоили, но командовать отделением доверили: все-таки восьмилетка за плечами (по тем временам хорошее образование) да и несколько месяцев учебки, тоже немаловажно.
19 августа 1942 года подразделение, в котором служил Шевченко, вступило в Сталинград. Они шли к тракторному заводу, по пути останавливались в доме Павлова, еще целом к тому времени. Федор и предположить не мог, во что превратится такой красивый город буквально через два–три месяца.
Сталинград стал апофеозом войны для молодого солдата. Жуткие бомбежки, обстрелы, постоянное отражение атак наступающего противника, редкие, но все же весомые успехи своих контратак. Не выдерживал нагрузки пулемет, перегреваясь от постоянной стрельбы. Но выдержали люди. Как выдержали – непонятно до сих пор.
У командира отделения – две главные цели: выполнить задание и сохранить людей. Как это совместить – неясно. Вот пал в бою его второй номер, вот отбились в очередной раз от фрицев, а вот и приказ идти в атаку. В окопе еще бог войны тебя кое-как да прикроет. А в атаке полагайся только на себя. Да на удачу. Но она выпадала в эти дни не всем. Словно удар ногой в живот почувствовал Федор Шевченко в этой контратаке – рядом разорвалась мина. Добрая душа, кто-то из своих отнес солдата к берегу, где налаживали плот для переправы раненых, приостановили кровотечение из живота. На середине Волги плот накрыла авиабомба. Федора ранило еще, на этот раз в руку. Плавать он умел хорошо, но как дотянуть до берега с такими ранами?
Как доплыл, еще помнит, а потом уже все словно в тумане. Но, видно, фронтовые хирурги знали свое дело – резали, вытаскивали осколки, штопали, на ноги поставили.
В память о том времени – медаль «За оборону Сталинграда». И страшные сны поныне.
И только выписавшись из госпиталя, стал к слесарному станку в Нижнем Тагиле, где выпускали танки Т-34.
Домой, в Никольское, что под Белгородом, приехал в декабре 1945-го, по словам Федора Михайловича, умирать. Работал библиотекарем, собирая книги по домам, даже женился.
Потом, внемля словам старого коммуниста, что, мол, некогда помирать, надо советскую власть восстанавливать, стал председателем сельского Совета, работал в райисполкоме, возглавил колхоз «40 лет Октября».
Александра Васильевна, его жена, вспоминает худющего в те времена, израненного солдатика, которого учила танцевать. Не зря говорят на Руси: жалею – значит люблю... Вместе они уже 67 лет. Пару лет назад отметили железную свадьбу – теперь на очереди благодатная!
Рана не давала покоя, но и здесь нашлись хорошие хирурги, повторная операция прошла еще более удачно. Врач сказал: «Ну, парень, тебе везет, после такой раны редко кто поднимается на ноги, видно, будешь сто лет жить».
Вершиной своей трудовой деятельности Федор Михайлович считает создание пищекомбината облпотребсоюза из обычной яйцебазы, который он возглавлял 31 год (кстати, после его ухода на пенсию пищекомбинат развалился). Мясо, колбасы, вино Белгородского пищекомбината ценились на всесоюзном уровне. Рассказывают, что приехавшие в Белгород виноделы из Франции удивились качеству нашего обычного яблочного вина. И еще больше удивились, что директор такого предприятия совсем не пьет, равнодушен к своему прекрасному вину. Не объяснишь ведь им, что бывший фронтовик в войну из-за ран лишь чудом остался жив.
Даже возглавляя пищекомбинат, Федор Михайлович не прекращал заниматься домашним хозяйством: у него всегда водились поросята, птица и, конечно же, пасека. В девяностые годы на его участке стояло 96 ульев. В год он сдавал государству по семь тонн меда. И какого меда – к нему приезжали за ним из соседних областей.
Заслуженному работнику торговли РСФСР, заслуженному работнику кооперации Российской Федерации Федору Михайловичу Шевченко, награжденному медалью «За трудовую доблесть», – сегодня 90!
Двое детей ветерана, четыре внука и три правнука, друзья, среди которых Федор Михайлович вспомнит и недавно ушедшего из жизни Василия Яковлевича Горина, сегодня отметят юбилей фронтовика.
Валя, его дочь, родилась 9 мая, как говорит Федор Михайлович, в его самый главный праздник. И от этого праздничный день стал еще прекраснее. Но первый тост всегда за Победу, второй – за Валентину. И дочь с этим не может не согласиться.
- Добавить комментарий
- 5304 просмотра
- Страница для печати