Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

Альт Паганини «брыкался», а Моцарта – нет...

Знакомством с выдающимся альтистом Юрием Башметом одарил белгородцев второй фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи». У Юрия Абрамовича множество всяких титулов, от народного артиста СССР до командора ордена «За заслуги перед Итальянской респуб­ликой». Он обладатель госпремий Советского Союза и России, «Грэмми» и «Sonnings Musikfond». Дает до двухсот концертов ежегодно и в России, и за рубежом. И тем не менее ничего «звездного» в нем нет: обстоятельно, откровенно отвечает на вопросы журналистов, терпеливо переносит вспышки в лицо навязчивых фотокамер...
О Башмете говорят: он превратил «скромный альт в блестящий солирующий инструмент». Вдохновил многих современных композиторов (Альфреда Шнитке, Гию Канчели, Софию Губайдулину, Эдисона Денисова и других) на создание специально для альта 56 музыкальных произведений. А совсем недавно состоялась премьера оперы Александра Чайковского «Альтист Данилов» – по одноименному произведению Владимира Орлова.

В детстве Юрий учился во Львовской музыкальной школе по классу скрипки, как хотела мама. А в школе создал свою группу, играл на гитаре композиции «Битлз» и имел огромный успех в среде сверстников. Даже пробовал петь, но сорвал и без того небольшой голос. Музыкальные увлечения друзей Башмета менялись в зависимости от веяний моды – после «Битлз» пришел Джимми Хенд­рикс, рок-группы «Чикаго», «Кровь, пот и слезы», джаз-рок. Исполнять музыку вчерашних кумиров внезапно становилось не то что немодно – стыдно! Даже если это были великолепные, непревзойденные до сих пор «битлы».

Альт Паганини  «брыкался»,  а Моцарта – нет...
«От непонимания – «куда идти?» – меня спас Владимир Ильич Ленин», – шутит музыкант. В связи со 100-летием вож­дя объявили Всеукраинский музыкальный конкурс молодых исполнителей. «И я стал серьезно заниматься на альте, готовиться к конкурсу, – вспоминает Башмет. – Времени было достаточно, и я занялся анализом: где кульминация музыкальной фразы, где логика, как это исполнялось вчера и как – сегодня... И у меня новые идеи начали появляться! Я вдруг понял, что импровизация в классике более тонкая вещь, чем в джазе, и ничуть не менее интересная. С тех пор мой принцип – не смешивать музыкальные стили, если только произведения изначально не были созданы в полистилистике».
Играет Башмет на альте Паоло Тесторе, замечательном инструменте работы мастера ХVIII века, которому отдает предпоч­тение перед другими известными марками. «У меня когда-то была мечта собрать в одном концерте инструменты, на которых играл Никколо Паганини, – рассказывает музыкант. – Стал заниматься поиском и выяснил, что гитара находится в музее Паганини, но это уже совершенно мертвый инструмент, хотя и очень красивый, с инкрустацией. Любимая скрипка Паганини нашлась в частной коллекции одного мос­квича. После смерти Паганини в его доме оставалось 12 скрипок работы Страдивари, Гварнери, Амати и альт. Самым трудным было найти этот альт. Он оказался в Японии, на нем играл музыкант из «Токио-квартета». Это вообще смешная и плачевная история...».
В качестве арт-директора Башмет пригласил «Токио-квартет» на фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», задумав в его рамках провести концерт на инструментах великого Никколо. Его удивило, что японец принес альт и бросил его как-то уж слишком небрежно. «Я стал репетировать на альте и... обнаружил, что тот брыкается, как необъез­женный конь. Он мне не подчинялся! Знаете, когда я преподаю, то никогда не показываю на своем инструменте, беру тот, на котором играет студент. Я очень быстро адаптируюсь к любому инструменту. А здесь – никак. После первого отделения концерта я решил не сопротивляться, не бороться с альтом, а доиграть до конца. В конце концов с невероятными усилиями несколько нот сыграл гениально. После концерта был ужин для гостей. Часа в два ночи японец выпил и расплакался: «Бедный Юрий!». Оказалось, он тоже неимоверно страдает от упрямого инструмента, но по контракту обязан играть именно на нем, хотя у него свой потрясающий альт, на котором так легко играть...».
В Зальцбурге на музыкальном фестивале Башмету довелось сыграть и на альте Моцарта, но тот был уютный, удобный, тембристый – музыканты о таких говорят «женский». К тому же он оказался «родным братом» альта Башмета: сделан тем же Паоло Тесторе с разницей в каких-то три года... Ощущения, говорит, непередаваемые – трогать струны, к которым прикасались руки великих музыкантов. «В этом мне повезло, – признается музыкант в ответ на вопрос о том, что удалось, а что нет. – Вот о чем я давно жалею – что не занимался всерьез на рояле. Потому что я никогда уже не сыграю второй концерт Рахманинова... Это обидно».
В первом концерте Шереметевского фестиваля Юрий Башмет исполнил сюиту Эдварда Грига «Из времен Хольберга» и Концертино ля минор для альта и струнных Никколо Паганини. Игра альтиста заставила вспомнить его слова о том, что «альт – это сердце, центр в семействе скрипичных струнных инструментов». Созданный Башметом замечательный камерный ансамбль «Солисты Москвы» точно и тонко обволакивал партию альта, раскрывая, подчеркивая красоту его звучания и совершенство техники исполнителя.
Программа второго отделения была разнообразной – киномузыка Т. Такемицу, музыка И. Стравинского из оперы «Мавра», произведения Д. Шостаковича, Й. Бенды, В. А. Моцарта, А. Вивальди и А. Шнитке. В качестве поздравления белгородскому фестивалю маэстро сыграл четыре вариации на тему песни Д. Хилла «Happy birthday» («С днем рождения»). «Я узнал, что это второй фестиваль. А почему вы не пригласили меня на первый?» – пошутил музыкант.
Именно фестивальность белгородского концерта убедила знаменитого альтиста положительно ответить на приглашение Фонда развития классического музыкального искусства приехать в Белгород. У Башмета 18 (!) именных фестивалей, которые он проводит в России и за рубежом – в Италии, во Франции. Фестивали имеют огромное значение для воспитания публики, музыкального просвещения. А Юрия Башмета по праву называют флагманом российской культуры, занимающимся просветительской, благотворительной деятельностью. Его гражданская позиция и патриотизм широко известны. И конечно, белгородцы были бы счастливы снова услышать дивный альт Башмета!

P. S. Следующий концерт фестивальной программы – «Тенора XXI века» – пройдет в Белгородской государственной филармонии 11 апреля.

Автор: 
Н. КУТКОВАЯ. Фото автора
№: 
049
Голосов пока нет
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла