«Мы должны всячески возражать против норм потребления электроэнергии в 50 киловатт-часов на человека. В будущем лимит планируется установить и по воде. Нельзя людей ограничивать в потребности мыться, бриться, стирать, хранить продукты в холодильнике, смотреть телевизор», – выступление управляющего директора ОАО «Комбинат КМАруда» депутата областной Думы В. К. Томаева на региональной конференции по охране окружающей среды было, пожалуй, самым острым и запоминающимся.
– В нашей стране, – продолжил Владимир Кантемирович, – электроэнергия и без того не из дешевых. В Словении, например, этот тариф составляет два рубля. А у нас со следующего года плата за сверхнормативное потребление электричества может в разы подскочить. С чего?
И поскольку в повестке дня конференции стоял вопрос об избрании делегатов на Всероссийский экологический съезд, то свое недоумение В. К. Томаев адресовал в первую очередь делегатам, попросив их поинтересоваться ответами «на федеральной площадке».
В. К. Томаев выступал в прениях. А сначала с многостраничным докладом «О состоянии окружающей среды» на трибуну поднялся руководитель областного управления Росприроднадзора В. И. Маматов. Владимир Иванович подробно рассказал о том, кто и чем загрязняет наши воздух, воду и землю.
ВОЗДУХ. К промышленным предприятиям как загрязняющим атмосферу особых претензий нет. «Качество атмосферного воздуха всех промышленных городов области, – доложил В. И. Маматов, – соответствует требованиям санитарных норм по всем основным ингредиентам. Экстремально высоких уровней загрязнения атмосферы не установлено. Выбросы от промышленных предприятий стабильны и в среднем за последние пять лет составляют лишь 52 процента от объемов 1990 года».
Другое дело – транспорт. Шестьюдесятью процентами выбросов (от общей их массы) мы обязаны именно «железным коням». Транспорта очень много! «И подавляющее большинство легковых, грузовых и пассажирских средств передвижения, – объясняет Владимир Иванович, – находится в частных руках, где профилактические, регулировочные и контрольно-диагностические работы проводятся только перед техническим осмотром. Здесь основное предназначение транспортного средства – прибыль, а остальное – потом».
ВОДА. Как известно, ее качают из подземных горизонтов или берут из поверхностных источников. В нашей области – преимущественно качают. Причем даже в промышленных целях и на технические нужды. Характер происхождения 89 процентов всей потребляемой воды – артезианская! Оставшийся мизер – из рек и прудов… Эту «пирамиду» необходимо перевернуть.
Что же касается качества «поверхностной» воды, то тут новость приятная: «…экстремально высоких уровней загрязнения на водных объектах не отмечалось». Наоборот, наблюдается даже «некоторое улучшение качества воды в большинстве контрольных створов». «Это связано, – сказал докладчик, – с проведением мероприятий по ремонту и реконструкции очистных сооружений. Однако таких мероприятий проводится по-прежнему недостаточно».
ЗЕМЛЯ. К этому богатству мы тоже не всегда относимся рачительно. Руду, мел, песок извлечем, добудем, а о рекультивации нарушенных земель… забудем. Есть, конечно, положительные примеры заботы о матушке-кормилице, но, к сожалению, как отметил В. И. Маматов, «несмотря на предписанные законом нормы рекультивации, большинство отработанных карьеров области не восстанавливается. Зачастую брошенные карьеры превращаются в центры экологического неблагополучия из-за появляющихся рядом несанкционированных свалок бытового мусора».
…Справедливости ради надо признать, что идея – «вооружить» делегатов Всероссийского экологического съезда злободневными вопросами, донести через их посредничество до столицы то, что волнует провинцию, – принадлежала начальнику департамента природопользования и охраны окружающей среды области А. Г. Панину.
Именно Александр Григорьевич предложил посчитать цену артезианской воды. Чтобы не разбазаривать ее, хрустально чистую, направо и налево, надо экономически стимулировать потребление «просто воды» (на непитьевые нужды) из поверхностных источников.
Принципиально высказался А. Г. Панин и в отношении рекультивации карьеров. Вот ведь как бывает: когда требуется восстановить истерзанную землю, хозяев – ищи ветра в поле! «Они куда-то неожиданно и бесследно исчезают», – поведал Александр Григорьевич.
Как ответ подобным ловкачам – создание специального фонда. Другими словами, началась эксплуатация карьера – и сразу от пользователя недр должны пойти в этот фонд отчисления. Чтобы потом днем с огнем не рыскать, никого не искать, а восстанавливать природу независимо от желания или нежелания тех, кто добывал здесь полезные ископаемые.
Свои проблемы есть и у процветающего, казалось бы, предприятия «Агро-Белогорье». Тем обиднее: уникальные биогазовые установки утилизируют тут все животноводческие стоки, попутно вырабатывая тонны экологически чистого удобрения и миллионы киловатт-часов электроэнергии… Что еще надо? С такими технологиями и горя не знать!
– Но все осложняется, – признал на конференции генеральный директор ООО «ГК Агро-Белогорье» депутат областной Думы В. Ф. Зотов, – из-за серьезных пробелов в нормативно-законодательной базе. И очень низкого уровня поддержки, прежде всего со стороны федерального центра. А без этого работать трудно… Большая просьба к делегатам: поднять этот вопрос на площадках съезда, где будут рассматриваться инновационные проекты, и сделать все возможное, чтобы такое перспективное направление, как «зеленая энергетика», было по достоинству оценено. Это поспособствовало бы не только дальнейшему экономическому развитию Белгородчины, но и надежно обеспечило бы экологическую безопасность региона, – заключил Владимир Федорович.
…И не могу не вернуться к выступлению управляющего директора ОАО «Комбинат КМАруда» В. К. Томаева. В Губкине, привел он статистику, на одного жителя приходится четыре квадратных метра зеленых насаждений, в трехлетних планах городской администрации – довести цифру до пяти с половиной «квадратов».
В Европе этот показатель составляет 33 квадратных метра.
Бедные наши «лысые» города…
- Добавить комментарий
- 5205 просмотров
- Страница для печати