НЕТ, НЕЛЬЗЯ отказать русскому человеку ни в уме, ни в чувстве красоты, ни вообще – в чувстве. Кто-то, по-моему, несправедливо пустил по свету выражение: в России две беды – дураки и дороги. Пишу «кто-то», потому что это выражение приписывается и Н. В. Гоголю, и А. С. Пушкину, и Н. М. Карамзину. Причем к последнему отнес его Г. Греф, бывший министр экономического развития РФ, 11 июня 2007 года на экономическом форуме в России сказав так: «Наш великий соотечественник Н. М. Карамзин говорил о двух российских бедах – менеджерах и инфраструктуре». Это Греф так изящно переименовал все тех же дураков. Беззлобно, с юмором.
Некоторые же российские деятели, особенно мнящие себя демократами, говорят зло и с полной убежденностью в правильности этого постулата. Русские люди унижают своих же соотечественников, пращуров и современников.
Помню, как один депутат в 90-е годы (к сожалению, не помню его имени) в доказательство несостоятельности русского народа приводил в пример русскую народную сказку «По щучьему велению», мол, вот кто является идеалом народным – лодырь и лежебока! Но, скажите на милость, что делать русскому крестьянину зимой, в мороз, когда все занесено снегом? А зимы 200–300 лет назад, когда создавались сказки, а может быть, и раньше, были не в пример сегодняшним: и морозы под 40 градусов, и снегами избы заносило под самую крышу. И за водой на реку к проруби идти действительно не очень-то охота… Так что же ему делать в такую погоду? Правильно, лежать на печи. А придет весна – этот же Емеля в поле и днюет и ночует, от зари до зари.
И вообще, как странно бывает человек привязан к какому-то высказыванию, часто отрицательно характеризующему наш народ. Да, есть у любимого всеми нами Николая Васильевича такое высказывание: «…есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого, он был бы исполином. Враг этот – лень». Но тот же Гоголь пишет о русском человеке и так: «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, дай топор в руки, и пошел рубить себе новую избу». Но это высказывание не вспоминают, не цитируют, а вот про русских дураков – пожалуйста.
Можно подумать, что дураки – участь только русского народа. Возьму в свидетели Д. И. Фонвизина, его письма из Франции (1777–1778): «Я очень рад, что видел чужие края. Много приобрел я пользы от путешествия. Кроме поправления здоровья, научился я быть снисходительнее к тем недостаткам, которые оскорбляли меня в моем отечестве. Я увидел, что во всякой земле худого гораздо больше, нежели доброго, что люди везде люди, что умные люди везде редки, что дураков везде изобильно, и, словом, что наша нация не хуже ни которой и что мы дома можем наслаждаться истинным счастьем, за которым нет нужды шататься в чужих краях».
Разоблачению мифов о русском народе наш нынешний министр культуры В. Мединский посвятил несколько книг, написав на обложке одной из них слова Екатерины Великой: «Нет народа, о котором было бы выдумано столько лжи, нелепостей и клеветы, как народ русский». Это как раз о «лени, забитости, жестокости…». А ведь щука-то помогает Емеле как раз за его доброту. Терпя голод, Иван-царевич не убивает ни одного животного во время своих поисков кощеевой смерти.
Мы стремимся быть как европейцы и теряем такие чисто русские черты, как духовность, душевность, открытость, доброта, терпимость, выносливость, храбрость, отвага. Современные люди стали легко отказываться от всего русского, родного, национального: от истории, обычаев, традиций быта, от языка. А ведь еще А. С. Пушкин писал в письмах П. Я. Чаадаеву: «…клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить свое отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
А для недоброжелателей наших – русские люди совки, лапотники. Значит, когда миниатюрная Золушка громыхает в деревянных башмаках, это ничего: ведь это Запад! А когда русский крестьянин использует легкий, подручный природный материал для обуви – это отсталость. Как же было умному, наблюдательному человеку не воспользоваться тем, что природа сама давала в руки? Живя в лесной стороне, русский человек на 100 процентов использовал два любимых дерева: березу и липу. Обувь из липы была легка, тепла, целительна, правда, быстро изнашивалась, поэтому умельцы плести лапти были в каждой избе и плели их впрок. И несмотря на «лапотную отсталость», страна сумела шагнуть в космос.
И сегодня Россия достойна уважения. Надо только видеть в русском народе хорошее, поддерживать Божью искру, сфокусированную в его чувстве своей причастности к Божьему замыслу. Русским свойственно особое чувство красоты. Аккуратный, дотошный немец посчитал пятнышки на крыльях красного жучка и так и назвал его Siebenpunkt («семь точек»), а русский «дурак» образно – «божья коровка», потому как «паслась» она на зеленом листике, покрытом трудно уничтожаемой другими средствами тлей, как корова на лугу, и спасала зеленые насаждения от гибели, а крестьянина – от голода.
Западное общество потребления построено на цинизме. Сегодня и в России мы пытаемся построить такое же. Но оно чуждо русскому менталитету. Ведь еще Гоголь писал: «Довольство всем нам вредит… Заплывает телом душа – и Бог будет позабыт. Человек так способен оскотиниться, что даже страшно желать ему быть в безнуждии и довольствии. Лучше желать ему спасти свою душу».
Кстати, это высказывание выписано из учебника по литературе для 10 класса под редакцией Ю. Лебедева.
- Добавить комментарий
- 7061 просмотр
- Страница для печати