Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

Традиции в развитии

Традиции в развитии

СТАРООСКОЛЬСКАЯ народная традиционная глиняная игрушка – уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Предполагается, что возник промысел приблизительно в конце XVII века в слободе Казацкая на высоком берегу реки Оскол возле города Старый Оскол. Сложно пока установить предпосылки возникновения промысла, возможно, идея глиняной игрушки была привезена переселенцами, так как город Старый Оскол был образован в конце XVI века как одна из крепостей Белгородской оборонительной черты, и вплоть до конца XVII века происходило активное заселение края переселенцами из северных и центральных территорий России. А до той поры местность эта носила название «Дикое поле», так как длительный период была практически не заселена.
Промысел органично лег на местную основу, которая, несом­ненно, была. Дальнейшую историю развития промысла можно проследить, изучая образцы игрушек и их фрагментов из музейных коллекций. Образы фигурок отражают характерные черты, присущие тому или иному времени. Например, XVII век – крайне суровый период для жизни города. Город-крепость Оскол имел исключительно военное, оборонительное значение, и поэтому не случайно в этот период появление скупой, суровой и вместе с тем очень динамичной фигурки всадника. Динамичность образа достигнута упругостью в постановке ног коня и особой, еле уловимой передачей стремительного движения всадника, метко подмеченного мастером. Фигуры монументальны, лицо выполнено в виде характерного «налепа», формы предельно условны и обобщены. Но эта условность и обобщение вовсе не проявляются в одной простоте приемов лепки, скорее это продиктовано не стремлением копировать как можно точнее действительность, а тем, чтобы с наибольшей силой передать свое самое яркое впечатление от нее. Из деталей изображаются лишь наиболее характерные, поразившие воображение мастера, да и то очень условно, например, головные уборы. Они и позволяют определить время рождения каждого нового образа.
Примерно к периоду начала XIX века в ряду прежних образов появляются «Бабы» со свистком в характерных для 1810–1820 годов головных уборах – «капорах» и с характерным оформлением лица в виде «налепа», «Козлики» и новый тип «Всадника» в головном уборе начала XIX века – двууголке и с тем же «налепом». По-прежнему игрушки отличаются архаичностью образов, наивной условностью лепки и примитивной раскраской ангобом.
В пластике и росписи «глиняных баб», несмотря на новый для того времени образ «барышни в капоре», просматривается ощутимая связь с древнейшей традицией земледельческого культа, с образом Мокоши – языческой богини плодородия и благоденствия, матери урожаев, защитницы дома и семьи. Идея плодородия выражена и в рос­писях на передниках – в изображении овалов, напоминающих форму зерна. В таком виде образ просуществовал недолго – где-то до середины XIX века, затем мы наблюдаем его трансформацию – то увеличение, то уменьшение головного убора, отказ от «налепа», а потом и вовсе применение оттисков головок игрушки с фарфоровых статуэток и фабричных кукол. Все это происходило по той причине, что около середины – в конце XIX века появление игрушек, изготовленных промышленным способом, и фарфоровых статуэток значительно снизило спрос на глиняную игрушку, и мастерам приходилось искать новые, более привлекательные формы.
Если обратиться к истории всех игрушечных промыслов, то мы найдем много общего. С древности игрушку лепили повсеместно, где занимались гончарством или обнаруживались залежи глины. Постоянные массовые миграции населения, кочевых племен, происходившие на территории России на ранних периодах истории, приводили к взаимному влиянию и смешению стилей в народном декоративно-прикладном искусстве. Возможно, это и объясняет схожесть некоторых образов и приемов лепки в игрушке раннего периода в разных областях.
Но начало формирования центров известных игрушечных промыслов по всей России относится в основном именно к XVIII–XIX векам. Вероятно, на их повсеместное становление оказали влияние общие исторические процессы, происходившие в России. Для того времени характерно укрепление российской государственности, улучшение внешнеполитической и внутриполитической жизни. Самое главное, как и во всей Европе, происходит постепенный переход от феодального строя к капиталистическому, индустриализация общества и развитие торговых отношений между областями России. Такие коренные преобразования оказывают свое влияние на все сферы деятельности общества, начинает формироваться новая традиционная культура России.
В условиях новой формации народная глиняная игрушка постепенно утрачивает свою первоначальную функцию – служить культовым богам. Ей на смену приходит иная – игровая. Это определяет многое, потому что детские игры – прямое зеркало жизни взрослых, их верований, страстей, радостей. Дети всегда играют, воспроизводя картины виденной ими реальной жизни и то, о чем они слышат в рассказах взрослых. Поэтому игрушки постепенно начинают меняться. Появляются образы, навеянные реальной жизнью, хотя основные средства передачи и приемы лепки сохраняются.
История развития промысла старооскольской игрушки во многом повторяет историю других промыслов, определяются приблизительно те же временные периоды расцвета и угасания и причины, вызвавшие их. Как и в других промыслах, в течение веков многими безымянными поколениями мастеров выверялись навыки и приемы лепки, а с ними рождались наиболее выразительные и обобщенные формы игрушки. И хотя промысел не был выделен в специализированную ветвь и не имел особенного значения в промысловой жизни ремесленников, тем не менее, древние основы игрушки в своем внешнем облике сложились в свое­образные местные стилевые черты, значительно отличающиеся от других промыслов.
Как и в других промыслах, только с начала XX века становятся известны некоторые фамилии потомственных мастеров, изготавливавших игрушки. В ряд потомственных мастеров из других промыслов, благодаря которым и произошло их возрождение (в дымковской игрушке – А. Мизрина, Е. Пенкина, Е. Кошкина; в каргопольской – И. Дружинин и У. Бабкина; в романовской – И. Гунькин и другие), мы с гордостью можем поставить потомственных мастеров старо­оскольской игрушки сестер Гончаровых, о которых «Белгородская правда» уже рассказывала, – Ольгу Михайловну, Наталью Михайловну и Евдокию Михайловну Тарарыеву. Лепить игрушки в начале XX века их научила мать Анастасия Павловна Гончарова, ведь, как и в других игрушечных промыслах, старо­оскольская игрушка лепилась в основном женщинами. Своим художественным наследием они являют живую преемственную связь времен. Благодаря этим женщинам до нас дошла традиция старооскольской игрушки.
В творчестве сестер Гончаровых появляются несвойственные ранее для старооскольской игрушки характеристики – расширение тематики и сюжетность. При сохранении традиционных сюжетов, повторении образов домашних животных, птиц, оленей, всадников, барынь, основной темой творчества мастериц становятся образы окружающей их повседневной жизни, городских барышень. Меткие по пластическому решению, радостные по рос­писи, игрушки воплощают естественную радость бытия. Они отражают черты реальной жизни, но также неизменно обобщены.
Мастерицы бережно сохраняли в лепке игрушки переданную им готовую форму, лишь слегка модифицируя ее, наделяя новыми смыслами; при этом каждая из них имела свой почерк.
Глиняная игрушка очень традиционна и ограничена в сюжетах, приемах лепки, композиции, но эти несколько сюжетов бесконечно разнообразны по трактовке каждого мастера внутри самой традиции. Главную роль играет отношение мастера к тому, что он хочет изобразить, художественное самовыражение, образность средств и передачи замысла. Каждая игрушка как раньше, так и сейчас вбирает в себя не только умение и одаренность автора, но его внутренний мир, эмоциональные переживания. Мастер пропускает впечатления от окружающей жизни через себя, свою душу, в результате чего рождаются неповторимые одухотворенные, очеловеченные образы.
Открытие творчества сестер Гончаровых произошло благодаря искусствоведам из Мос­квы. Так, в 1985 году Старый Оскол посетил известный искусствовед М. Никитин, который был поражен самобытностью игрушки сестер Гончаровых. Немного позже именно благодаря ему эта игрушка была занесена в каталог «Народные промыслы России». С тех пор начался интерес в городе к игрушке, появилось огромное количество желающих обучаться искусству лепки. Наталья Михайловна и Ольга Михайловна обучали всех, двери их дома были открыты для каждого.
Многие пытались освоить мас­терство лепки игрушки, но особого умения достигли супруги Лобынцевы – Владимир Иванович и Татьяна Викторовна. Несколько лет они тесно сотрудничали с мастерицами, помогая им с глиной и обжигом игрушек и постигая все тонкости ремесла. Сами Гончаровы говорили им: «Много к нам приходило учеников, но лучше всех игрушки получаются у вас».
В 1989 году игрушки Лобынцевых были представлены на Комиссию по народным промыслам, и супруги были удостоены звания «Народный мастер России». С тех пор Владимир Иванович и Татьяна Викторовна, работая в школе искусств им. Эрденко, обучали детей искусству лепки игрушки, а с 2007 года возглавили клуб «Традиция» по изучению старооскольской игрушки, образованный при Центре декоративно-прикладного творчества.
В 2010 году не стало последней из сестер – Натальи Михайловны, но их традиция жива в творчестве ее учеников – Владимира Ивановича и Татьяны Викторовны Лобынцевых, которые в своих работах полностью придерживаются стилистики игрушки сестер Гончаровых. Тем не менее они обогатили ряд игрушек новыми образами: «Баба с птицами», «Баба с поросятами», «Баба с козой», «Семья медведей». Супруги обучают мастерству лепки новых учеников в клубе «Традиция». Среди них особенно выделяется Оксана Михайловна Рощупкина, в 2011 году получившая звание «Народный мастер России», которая с успехом освоила традицию и занимает призовые места на различных всероссийских и международных конкурсах. Ее работы отличаются большой живостью и пластичностью при сохранении общих стилевых особенностей. Она пытается разрабатывать и новые сюжеты, связанные с календарными праздниками, с различными мероприятиями и выставками. Например, появились композиции «Хоровод» и «Гусары» – новые, но хранящие в себе традицию. Игрушки этих мастеров находятся в коллекциях музеев страны, в том числе во Всероссийском музее декоративно-прикладного творчества.
Искусство глиняной игрушки – одно из самых древних. Оно сопровождало человечество на всем пути его развития. Глядя на коллекции игрушек в музеях и на работы современных мастеров, мы наблюдаем отражение в них важнейших этапов истории и культуры, потому что каждая игрушка несет в себе почти неизменные древние основы из-за сохранения традиционной пластики и приемов лепки, но в то же время новые, современные формы и содержание.

Автор: 
И. БЕЛЫХ, директор МБУК «Старооскольский центр декоративно-прикладного творчества», «Народный мастер Белгородской области». г. Старый Оскол.
№: 
037
Ваша оценка: Нет Средняя: 1 (1 голос)
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла