Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

Воздухоплаватель, киноработник, но сначала – журналист

Воздухоплаватель, киноработник,  но сначала – журналист

ХХ век: люди и судьбы

«Небо. Самолет. Кино» – выставка с таким названием, посвященная 120-летию со дня рождения Н. Д. Анощенко – уроженца Белгорода, воздухоплавателя, изобретателя, кинематографиста, начнет работу 24 сентября в Белгородском государственном литературном музее.
Однажды в своих воспоминаниях Николай Дмитриевич заметил: «Память человека – это своеобразная кинолента прожитой жизни, на которой «фотографируются» все наиболее значительные или просто интересные события и факты из его личной биографии, всегда связанной с развитием того общества, в котором он живет и работает».
Судьба Н. Д. Анощенко интересна и поучительна, а предлагаемая выставка поможет представить те самые значительные и интересные события, из которых складывался его жизненный путь, полный напряженного труда и радости открытий, тесно связанный с историей развития воздухоплавания, авиации и кинематографа в России.
Помимо материалов из фонда Белгородского государственного литературного музея на выставке представлены экспонаты из Государственного центрального музея кино (г. Москва), из личного архива семьи Анощенко и Государственного фонда кинофильмов Российской Федерации.
При подготовке выставки сотрудники литературного музея работали в архиве Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК) и в фонде Научно-мемориального музея профессора Н. Е. Жуковского Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского (г. Москва).
Все экспонаты выставки уникальны, но большая их часть, что интересно, представляется впервые и многое добавит к портрету воздухоплавателя и конструктора, кинематографиста и изобретателя.

ВЫСТАВКА «Небо. Самолет. Кино» открывает посетителям еще одну малоизвестную сторону жизни нашего земляка. Николай Анощенко в буквальном смысле был одержим журналистикой.
Журналистика стала первой профессией, приносившей мос-ковскому гимназисту необходимые для жизни и учебы средства, которых так не хватало в семье после смерти отца. Не случайно в Трудовом списке (документ, существовавший в СССР в 1926–1938 годах, предшественник современной трудовой книжки) Н. Д. Анощенко перечень профессий начинается с указания «журналист», и лишь потом – «авиатор, воздухоплаватель, киноработник».
Первые журналистские опыты появились благодаря страстному желанию пропагандировать воздухоплавание, которым он сам увлекся в 1909 году. В 1911 году он уже заведовал отделом авиатики в журнале «Газетка для юношества», был корреспондентом по отделу авиации журнала «Женский мир», в 1912 году возглавил отдел авиации в журнале «К спорту». А затем работал постоянным корреспондентом журнала «Аэро и автомобильная жизнь», издававшегося в Петербурге, и журнала «Автомобиль и воздухоплавание», выходившего под редакцией Н. Е. Жуковского.
Перечисленные журналы, относившиеся к модным, наглядно убеждают, что в начале ХХ века мечта о покорении неба все сильнее проникала в умы наших со-отечественников. Анощенко был среди первых, кто верил, что успех развития зарождающейся в нашей стране авиации тесно связан с авиамоделизмом и воздухоплаванием. Он упорно и настойчиво пропагандировал на страницах журналов идеи авиамоделизма, выступал за то, чтобы сделать планеризм спортом для всех, знакомил с первыми достижениями воздухоплавателей в России и за рубежом.
Проблемам создания спортивной авиации и массового «воздушного мотоцикла» он посвятил отдельные обстоятельные статьи «Общедоступные аэропланы», «Самолеты для всех».
Далеко не все коллеги разделяли убеждения юного воздухоплавателя. Одну из статей в журнале «К спорту» редакция снабдила таким комментарием: «Помещая статью Н. Д. Анощенко, ярого пропагандиста планерного спорта, редакция должна оговориться, что она в значительной мере не разделяет увлечения автора и не придает особо серьезного значения планеризму».
Прошли годы, и оказалось, что именно эти статьи о планеризме и легкомоторной авиации привели в «большую авиацию» многих летчиков, авиационных конструкторов и ученых, прославивших нашу Родину. В своей библиотеке Н. Д. Анощенко хранил книги авиаконструктора А. С. Яковлева, летчиков С. А. Красовского, И. Н. Кожедуба, М. В. Водопьянова, которые

в дарственных надписях называют Н. Д. Анощенко своим учителем, ведь для них авиация действительно начиналась с авиамоделизма и полетов на планерах.
С журналистикой связана и кинематографическая биография
Н. Д. Анощенко. «Милостивый государь! Редакция журнала «Кино, Театр и Жизнь» имеет честь обратиться к Вам с предложением принять на себя заведование спортивным отделом…». Это письмо-приглашение, полученное в октябре 1913 года, Николай Дмитриевич считал началом своей работы в кинематографе, где

наряду с операторской, режиссерской и многолетней педагогической работой отдавал немало сил киножурналистике. Первая мировая война спутала планы, но не разрушила мечты талантливого юноши. На фронте Анощенко приобрел значительный практический опыт по освоению воздухоплавания, и при этом не утратил связи с журналистикой. В своих воспоминаниях Николай Дмитриевич с юмором пишет о том, как он стал не только «нашим специальным», но и «фронтовым» корреспондентом газеты «Раннее утро».
«Как-то случайно в начале 1918 года мне попалась на глаза газета «Кино» и затронула старую журна-

листскую жилку, всколыхнула неугасимую любовь к кино… Помнится, на страницах «Кино» я ратовал за создание специализированных по репертуару кинотеатров, за то, чтобы в каждом сеансе показывали лишь один большой художественный фильм, а не несколько, как тогда было принято. «Хорошая музыкальная иллюстрация, – писал я в другой своей статье, – заставит заговорить «великого немого».
Возможно, что сейчас все эти мои страстные призывы кажутся наивными, но ведь речь идет о том давнем времени, когда советское кино еще только нащупывало пути своего развития, когда кино вообще далеко не всегда признавалось как вид искусства, как могучее средство пропаганды и воспитания», – вспоминал позднее
Н. Д. Анощенко.
Однако для укрепления нового государства в условиях войны воздухоплавание и авиация имели большую практическую значимость, чем кинематограф.
В годы Гражданской войны, занимая должность помощника начальника Воздушного флота Рес-публики, а после завершения Гражданской войны – старшего инспектора Гражданского Воздушного флота, Анощенко практически и посредством журналистики вел работу по укреплению и развитию Воздушного флота страны, разрабатывая вопросы мирного и военного применения аэростатов. Например, в журнале «Вестник воздушного флота» он публикует статьи «Борьба с аэростатами», «Аварии змейковых аэростатов», «Краткий исторический обзор создания красных воздухоотрядов и их боевой работы на фронтах Гражданской войны».

Проблемы развития авиации занимали воздухоплавателя не меньше. По его глубокому убеждению, только планерный спорт мог обеспечивать качественную профессиональную подготовку будущих летчиков. Поэтому все чаще в журналах появлялись статьи о необходимости возрождения планеризма.
«Организуя планерные классы и кружки на фабриках и заводах, обучая всех желающих делу постройки безмоторных самолетов и полетам на них, мы постепенно подготовим кадры людей, практически знакомых с авиацией, понимающих ее…» – писал Анощенко в одной из статей, опубликованных в журнале «Вестник Воздушного флота» в 1920 году.
Для знакомства с историей, современным состоянием и значением в культурной жизни Воздушного флота в 1923 году Анощенко основал ежемесячный иллюстрированный журнал всех видов авиации и воздухоплавания «Аэро», был его главным руководителем и ответственным редактором.
Наиболее активной его журналистская деятельность по популяризации Воздушного флота среди населения была в 1920-е годы, когда он сотрудничал в журналах «Красная авиация», «Воздухоплавание», «Воздушный флот», «Самолет», публиковался в центральных газетах. В 1923–1924 годах Анощенко был уполномоченным главного управления Красного Воздушного флота по руководству и редактированию всего материала, касающегося Воздушного флота и помещаемого в газетах «Известия ВЦИК», «Правда», «Экономическая жизнь»; с 1925 года заведовал отделом и был редактором массовой литературы «Авиаиздательства».
Всего по вопросам воздухоплавания опубликовал около 500 статей.
В 1924 году, став «штатским человеком», Анощенко начал учебу в Государственном техникуме кинематографии Всероссийского государственного института кинематографии на операторском отделении. Изучение кинотехники привело его в режиссерское и сценарное дело, дало возможность раскрыться его изобретательскому таланту.
На страницах журналов «Учебное кино», «Кино-журнал АРК», «Кино-фронт», «Кино и жизнь», «Советское искусство», «Советская кино-фото-промышленность», «Кино и культура» и других Анощенко публиковал многочисленные статьи, где рассказывал об истории кинематографа в нашей стране и за рубежом и где находили выражение его новаторские идеи по усовершенствованию кинотехники, улучшению условий для проведения киносъемки с
целью повышения качества снимаемого материала и так далее. В конце 1920-х годов он опубликовал статьи, в которых рассказал о своих изобретениях. Всего им было получено тринадцать патентов на изобретения в СССР и за рубежом, но самым известным стал «Спектроколор» – кинематографический аппарат с непрерывным движением ленты, давший возможность увидеть жизнь на экране в цвете.
При этом следует помнить, что Анощенко, перейдя на работу в кинематограф, не оставил воздухоплавание. В 1923 году он принимал самое активное участие в организации Общества друзей Воздушного Флота СССР (впоследствии – ДОСААФ), а затем на протяжении многих лет, являясь одним из руководителей Центральной секции истории авиации и воздухоплавания при ЦК ДОСАВ СССР, вел работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи, популяризации знаний о Воздушном флоте, развитию авиа-модельного и парашютного спорта, в том числе и на страницах периодических изданий.
К тому же заметим, за свою жизнь Н. Д. Анощенко издал более шестидесяти брошюр и книг по воздухоплаванию и кинематографии.
Н. Д. Жигуленко – инженер-подполковник, ученый секретарь секции истории авиации и давний сослуживец Анощенко однажды заметил: «Я всегда поражался его энергии и задавал себе вопрос, когда же человек спит и как ему хватает 24 часа в сутки?».
Сотрудники Литературного музея, работая над созданием выставки, изучая обширный архив Николай Дмитриевича, не однажды задавались подобным, в буквальном смысле риторическим вопросом. Полагаем, что выставка «Небо. Самолет. Кино» не только будет подтверждением этих слов, но для каждого посетителя станет источником вдохновения, пробудит деятельное желание открыть в себе скрытый творческий потенциал.

Автор: 
Н. БУХАНЦОВА, заведующая экспозиционным отделом Белгородского государственного литературного музея.
№: 
138
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (3 голосов)
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла