Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

И в зной, и в стужу мел заводу нужен

ЗАО «Белгородский цемент» — одно из лучших предприятий цементной отрасли России. 60 лет назад, 31 декабря 1949 года, это первое построенное после войны промышленное предприятие дало первую тонну цемента, так необходимого возрождающемуся Белгороду.
За прошедшие годы счет продукции завода превзошел цифру в 100 миллионов тонн. Ее качество не раз отмечалось наградами различных международных организаций. Известен белгородский цемент и в России, и за рубежом. Он использовался при строительстве Асуанской плотины в Египте, телевизионной башни в Останкино, Московского метрополитена, крупнейших ГЭС, Дворца съездов в Кремле.

 И в зной, и в стужу мел заводу нужен  И в зной, и в стужу мел заводу нужен

Немало и в Белгороде зданий, построенных благодаря белгородскому цементу.
С каждым годом «Белгородский цемент» наращивает производственные мощности, увеличивая объемы произведенной продукции. Только за семь месяцев нынешнего года предприятие отгрузило потребителям 1 млн. 112 тыс. тонн цемента и клинкера (полуфабриката цементного производства), что на 17 процентов больше, чем в январе—июле прошлого года.
Сравнивая те же календарные периоды, стоит отметить, что на предприятии шлама (сырьевой смеси) получили больше на 290 тыс. тонн (21 процент) и клинкера на 22 процента.
А добиться таких результатов стало возможным благодаря приросту (за те же сравнительные периоды) объемов добычи мела на 21 процент и глины на 25 процентов.
Где и как добывают это ценное сырье, мел и глину, какая при этом современная техника используется, решила узнать корреспондент «Белгородской правды» и отправилась в горный цех «Белгородского цемента».
Возглавляет этот цех Иван Васильевич Боровенский. Под его руководством трудятся более 100 специалистов, все без исключения с большим опытом работы. И всех их Иван Васильевич знает по имени-отчеству, о каждом из них обязательно скажет доброе слово.
— Для горняка самое трудное (в организационном плане) заканчивать старый и начинать новый карьер. Так вот с этими ребятами я без колебания взялся бы за любой новый объект. Знаю, что и меня не подведут, и друг другу всегда помогут.
— А вот, кстати, и наш лучший горный мастер — Сергей Рашитович Сингатулин, — показал он на вошедшего в кабинет с виду скромного худощавого мужчину. — Это мастер от Бога, досконально знает свое дело. Потому и вручили ему в этом году знак «Горняцкая слава» III степени.
Как мастер смены Сергей Рашитович вызвался показать мне карьер и работающих в нем людей и технику.
И вот он, карьер — красивый, ровный, правильной овальной формы. Его площадь 201 гектар, глубина 80 метров. Отсюда, с его края, видно все как на ладони: работают экскаваторы, едут груженые БелАЗы, а на другом краю видно, как машины отсыпают грунт на отработанном участке. Потом там зазеленеют деревья и трудно будет догадаться, что тут когда-то добывали мел и глину.
Наша машина уверенно мчит по накатанной дороге. Олег Кривцов, водитель, оказавшийся балагуром и острословом, веселит нас шутками и довольно проницательными замечаниями. (Потом я узнала, что за веселый нрав, умение и желание подсказать, помочь в ремонте другим водителям да еще за огненного цвета волосы и прозвали его Солнышком.)
А о своей работе горняка, оставив шуточки, водитель высказался так:
— Это не в теплом кабинете сидеть. Горняцкий труд очень тяжелый. Всем ветрам назло надо идти, надо ехать, надо работать...
Но вот впереди показался первый на нашем пути экскаватор.
— Шагающий, — объяснили мне горняки. Тут я узнаю, что аббревиатура ЭШ 6,5х45 означает следующее: экскаватор шагающий, объем ковша — 6,5 кубометра, радиус размаха стрелы — 45 метров. Но самое интересное то, как эта махина передвигается — не на гусеницах, а на «лапах», потому и назван экскаватор шагающим. Шумно поднимается, вытягивается вверх, словно собирается взлететь, потом передвигает-переставляет свои «лапы». Так и переходит с места на место.
— Ну ровно гусь! — опять смеется водитель Олег.
Но близко к экскаватору не подъезжает, предусмотрительно останавливается подальше.
— А то махнет еще... — говорит он.
Да, нужно соблюдать технику безопасности. Сигналим издали. В проеме кабины показался мужчина и призывно махнул нам рукой.
— Сегодня работают братья Псаревы, их смена, — говорит Сергей Рашитович.
Поднимаемся по крутой металлической лестнице наверх. Шумно так, что невозможно ничего расслышать. В самой кабине потише, открыто окно и потому не так жарко, но пыльно. А если окно закрыть, то наоборот — пыли нет, зато от жары деваться будет некуда.
Старший Псарев — Владимир — работает в карьере уже
25 лет.
— Пришел сюда сразу после армии, — рассказывает Владимир Иванович и улыбается: — Трудовую книжку ни разу в руках не держал, все на этом предприятии работаю...
— Я фрезеровщиком работал на «Энергомаше». А как работы не стало, я и пошел к брату помощником машиниста экскаватора. И вот уже 17 лет вместе трудимся. Работает наш экскаватор в две смены, можно сказать, круглосуточно, — добавляет младший брат Сергей.
Следующая наша остановка — участок, где добывают мел.
Экскаватор вгрызается в белоснежные стены. Они и вправду очень похожи на снеговые, а глыбы мела, лежащие вокруг, словно сугробы. А в общем очень красиво, словно в зиму попали.
Но горняки развеивают мое романтическое настроение.
— Солнце отражается от меловых стен, что еще больше усиливает эффект нагревания, да так, что если официально температура под сорок, здесь на десяток градусов больше, — объясняют они мне. — И без солнцезащитных очков нельзя, иначе к вечеру такие резь и жжение будут в глазах, что хоть криком кричи.
Спустился с экскаватора его машинист — Александр Чайкин.
— Как чувствую себя в такую жару? — переспросил он и засмеялся: — Да как на сковородке!
Погрузка мела в вагоны здесь ведется так называемым верхним способом. То есть железнодорожная колея, по которой подается «вертушка» — состав думпкаров, расположена вверху, вровень с высотой подъема ковша, и грузить нужно словно на ощупь, угадывая, куда опрокинуть ковш. Словом, мастерство тут нужно особое.
И здесь работает машина круглосуточно, днем на раскаленном солнце, ночью — при свете прожекторов.
У Виктора Щедрина — он работает на экскаваторе «Хитачи» — сегодня день рождения.
— Так смена выпала, — улыбается он. — Что делать, производство...
Зато дома ждет его накрытый стол, семья и жена, с которой познакомился он в далеком Хабаровске, где служил срочную. Оттуда и приехали в Белгород, да так тут и прижились.
— Что-то маловато молодых, — замечаю я.
— Да, — соглашается Сергей Рашитович. — Средний возраст работников — 40 лет. Но сейчас увидим молодого экскаваторщика.
— Вот один из сложнейших участков — по добыче глины, — продолжает он. — Здесь работает золотой парень — Александр Тарасов. Пришел к нам шесть лет назад. За это время освоил все участки. Но вот отсюда я его пока не снимаю, на другой участок не перевожу. Работали тут до него несколько человек, намучился я с ними. Приду на смену — и сам в кабину сажусь. А у этого и сноровка есть, и умение.
Александр родом из Сибири, окончил Прокопьевский горнотехнический колледж, приехал в Белгород и работает здесь, в карьере.
— Жара еще ничего, — говорит он. — Вот весной и осенью трудно. То гусеницы экскаватора в грязи вязнут или вдруг он сам из-за слабого грунта начнет оседать, техника-то тяжелая. Так что и шпалы приходится таскать, и вообще выкручиваться, думать, что предпринять, чтобы работала техника как часы.
— Зимой, наверное, отдыхаете? — предположила я.
— Нет, так же работаем, и столько же горной массы добываем.
И верно, подумала я, ведь завод не будет ждать, нужно подавать сырье круглосуточно, потому так важна слаженность работы всех — экскаваторщиков, водителей, машинистов. И словно подтверждая мои мысли, водитель Олег сказал:
— Бульдозеристы тоже важны, без них весной и осенью вообще гиблое дело — ни пройти ни проехать.
Наша машина возвращается к гаражу — объезд закончен.
Во дворе в ряд стоят мощные БелАЗы. Рядом с ними водители обсуждают свои дела.
— Сейчас еще ничего, — слышу я. — А вот что осенью будет, когда дожди пойдут?
— И что же будет? — позволила я себе вмешаться в чужой разговор.
— Да потоп тут будет — вот что! — отвечают.
Иван Васильевич Боровенский объясняет:
— Недавно построили рядом объездную дорогу. Это хорошо. Повсюду благоустроили прилегающие к ней территории. Отлично! А нас обошли. «Ливневка» (бетонированная канава для стока воды) вдоль промплощадки карьера не выполнена, как раз у нашей территории заканчивается. А значит, двор наш будет осенью залит. Лужи, грязь, а ведь здесь такое интенсивное движение. Так и до беды недалеко. Надеюсь, Упрдор обратит внимание, исправит этот недочет.
... Ни на минуту не прекращается в карьере работа. Днем и ночью, в зной и лютый холод там добывают такое нужное заводу сырье.

На снимке: 
машинист экскаватора А. В.; братья ПСАРЕВЫ Сергей и Владимир вместе трудятся в карьере уже 17 лет.
Автор: 
С. СТАРИКОВА. Фото А. СИНЕГУБОВОЙ
№: 
123
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла