Савинский парнишка Сашка Поляков, как и все белгородские подростки, гонял до войны по крышам голубей, оглашая свистом окрестности.
Если удавалось переманить голубя у других любителей, это была настоящая победа. Собиралась целая делегация голубятников с обеих сторон для обмена пойманных птиц, и зачастую, как тогда водилось, дело кончалось дракой. Но савинских редко кто мог побить – эта слава городской окраины живет уже не одно десятилетие.
Границы своих районов тогда редко кто нарушал – своих в лицо подростки всех знали.
Но вот когда в оккупированном городе фашисты установили виселицы (на том месте, где сейчас кинотеатр «Победа») и всех жителей согнали туда для демонстрации показательной казни, вот тогда они и поняли, где их главная граница и как ее надо защищать.
В феврале 1943 года семнадцатилетний Александр принял решение добровольно идти на фронт. На руке для убедительности сделал наколку – 1925. И, прибавив таким образом себе год, оказался под Прохоровкой.
Красная Армия готовилась к генеральному сражению на Курской дуге. И месяцы учебы и подготовки оборонительных сооружений были особенно напряженными.
7 июля он в составе 201-го артиллерийско-минометного полка вместе с однополчанами уже сдерживал атаки танкового клина Манштейна.
День знаменитого танкового сражения Александр запомнил на всю жизнь. Он попал в самое пекло: горячий дым и едкая гарь от подбитых танков; невозможность вздохнуть от пороховых газов, трупы солдат и горы искореженного металла – все казалось вокруг нереальным. Сверху – вой сотен бомбардировщиков, даже земля, в которую они зарывались, как кроты, тряслась от взрывов. Он до сих пор не может понять, как можно было выжить в таком кромешном аду.
Его полк гнал немца через Кочетовку к Томаровке. Хотмыжск трижды переходил из рук в руки – так упорно сопротивлялся противник. И так, с боями, через Борисовку и Грайворон шли минометчики в сторону Киева, за участие в освобождении которого Александра Полякова наградили медалью «За отвагу».
А дальше было форсирование Днепра, бои за освобождение Польши – сколько всего свалилось на голову молодого солдата! И как страстно он хотел войти победителем в Берлин.
Но не довелось – в жестоких боях на Сандомирском плацдарме при форсировании реки Висла Александр Поляков получил тяжелое ранение в голову и почти полгода провалялся в госпитале. Вышел оттуда с палочкой, еле передвигался. Но верил – все это срастется, ведь молодой еще. Одно только смущало – в девятнадцать лет его голова стала совсем седой. Только потом, с годами, привык к серебру в волосах. Это даже как-то прибавляло солидности. После войны он готовил в профтехучилище специалистов-строителей для восстановления родного города.
Завтра ветерану Великой Отечественной войны, кавалеру ордена Красной Звезды и двух орденов Отечественной войны, награжденному медалями «За отвагу» и «За доблестный труд», занесенному в Книгу почета СССР и РСФСР Александру Сергеевичу Полякову исполняется 89 лет. Если учесть приписанный в войну год – то 90! Хотя каждый год войны им можно засчитывать за пять, а то и десять лет.
В его ветеранской жизни много дел – школьники наперебой приглашают старого солдата к себе в гости, он активно работает в совете ветеранов Восточного округа Белгорода. Александр Сергеевич участвовал во встрече с Президентом России В. В. Путиным в Москве и во время его приезда на Белгородчину.
Застать дома ветерана нелегко: бывший фронтовик-минометчик не знает покоя. Быть может, это как раз секрет его молодости.
С днем рождения, наш савинский земляк, гонявший голубей перед самой войной вместе с моим отцом! И как сказал один мудрый человек, после восьмидесяти каждый год юбилейный. Так что с юбилеем, Александр Сергеевич!
- Добавить комментарий
- 6206 просмотров
- Страница для печати