Кажется, еще совсем недавно школа ставила перед собой скромную, но достойную цель – дать детям сумму определенных знаний. Сегодня задача образовательных учреждений неимоверно усложнилась: российское Министерство образования и науки «предписало им нести ответственность за то, что с выпускником происходит через… 10–15–20 лет после школы, насколько успешно он реализует себя в жизни».
Эта фраза прозвучала на брифинге для прессы из уст заместителя директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Р. В. Селюкова (г. Москва). Совместно с областным департаментом образования, науки и молодежной политики «Эврика» провела в Белгороде экспертно-аналитический семинар, посвященный новой модели оценки качества образования. В нем участвовали педагоги Белгородской, Курской, Липецкой, Рязанской и Тверской областей.
Ответственность за «удавшуюся» или «неудавшуюся» жизнь возлагается на педагогов принятыми Министерством новыми образовательными стандартами. Нужно, говорят разработчики, поставить детей в поисковую позицию, чтобы они самостоятельно искали информацию, обрабатывали ее, получали результат прямо на уроке. Причем меняется и само понятие «урока»: если ученик занят проектной деятельностью, то его наставник «не должен быть ограничен рамками звонков на урок и с урока. Он всегда «в контакте», всегда готов выйти на связь с ребенком, ответить на мучающие юный ум вопросы. Причем с учебных заведений в недалеком будущем (а для 10 белгородских школ, апробирующих новую систему, это уже сегодняшний день!) органы управления образованием строго спросят за результаты.
Белгородская область сегодня активно нарабатывает систему оценки качества образования с помощью информационных технологий – собственно, поэтому наш город и выбран для проведения семинара. Дистанционная система электронного мониторинга образовательных учреждений, аттестация преподавателей и учащихся, родительский контроль посещаемости и оценок через интернетовский «дневник» – это уникальный проект, успешно осуществляющийся у нас в области, говорит начальник департамента Ю. В. Коврижных. «При внедрении новых федеральных образовательных стандартов, – отмечает Юрий Васильевич, – очень востребован наш целевой проект оценки внеурочных достижений учащихся. Создана областная база данных «Одаренные дети», 7 центров для одаренной молодежи появились на базе самых продвинутых наших школ».
– Интересные практики должны становиться федеральными. Примеров «выхода» региональных практик наверх много, – рассказывал на брифинге заместитель директора Института проблем образовательной политики Р. В. Селюков. – Например, модельная методика новой системы оплаты труда педагогов не что иное, как выращенная модель Тюменской области. Там она была выстрадана, стала признанной и эффективной. Наработки Белгородской и работающей в том же направлении Калининградской областей могут быть положены в основу федеральной системы. До 2015 года, к которому новая система оценки качества образования должна быть выстроена, еще есть время.
…И все бы хорошо, да только новые требования образовательных стандартов, похоже, рассчитаны на некоего «идеального ребенка» – увлеченного учебой, вдохновленного поиском знаний, интеллектуально одаренного. А педагоги-то, по большей части, имеют дело с детьми ленивыми, не читающими, не очень здоровыми, в семье бесконтрольными... К тому же педагогу, существу также «не идеальному», нужно когда-то восстанавливать (а что поделаешь!) невосстанавливающиеся нервные клетки, есть и спать. Недаром на брифинге у журналистов возникли вопросы «имеет ли право педагог на личную жизнь?» и «может быть, задача учреждений образования все-таки в том, чтобы давать знания, а не отвечать за будущую успешность личности?». Конкретных ответов на них присутствующие так и не получили.
056
Ссылки:
[1] http://belpravda.ru/category/%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2/%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5