Старожилы краснояружской Илек-Пеньковки часто вспоминают, сколько изу-веченных, безногих, безруких калек появилось в их краях в послевоенные годы. Великая Отечественная война жестоким катком прошлась по судьбам миллионов людей.
В соседнем селе Пушкарное жил слепой Семен, потерявший зрение на фронте, во время газовой атаки. С торбой и почти такой же слепой женой они ходили по окрестным селам, побирались, пели песни. Затянув песню, Семен почти сразу начинал плакать, и, увидев слезы, текущие из незрячих глаз, вслед за ним начинали рыдать слушатели. Плату Семен получал продуктами и ночлегом в разных селах. Жильцы Илек-Пеньковки много «стародавних» песен узнали тогда от Семена...
Школьница из Илек-Пеньковки Катя Кучерова записала песни и воспоминания ветеранов, готовясь к областной ученической конференции «Культура и быт Белгородчины в период Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства».
Многие известные тексты песен в военную пору переделывались на новый лад — казачья «Степь да степь кругом» повест-вовала уже не о замерзающем ямщике, а о солдате, умирающем на фронте; «Коногон» — о танкистах, принимающих смертный бой. Дописывали на войне даже «Катюшу».
Далеко не все песни были печальными и лирическими — было место и сатире: «Товарищ Ворошилов! Война на носу! А все твои лошадки пошли на колбасу». На вольное обращение фронтовиков с девушками те отвечали частушкой: «Дорогой товарищ Сталин! Что делается в тылу — лейтенанты поженились, позабыли про войну!». А инвалидов, возвращающихся с фронта, частушечницы призывали не обходить вниманием: «Ой, девушки-девчата, не будьте гордоваты: любите раненых ребят — они не виноваты!».
Катин доклад на конференции, состоявшейся в музее народной культуры (и по инициативе его сотрудников), был, пожалуй, самым интересным и содержательным. В основном школьники собирали воспоминания о жизни Белгородчины в годы войны — оккупации, партизанском движении и его юных героях Вите Захарченко из Шебекинского района, а также Коле Синицыне, Пете Игнатенко и Мите Балицком — казненных гитлеровцами школьниках-героях Грайворонского подполья.
Некоторые доклады были посвящены жизни тыловых госпиталей в корочанских селах Яблоново и Большая Халань. Марина Гончаренко из Большой Халани рассказала о том, как местная женщина хоронила в огородах умерших от ран солдат, делая над ними кресты из стеблей подсолнечника, и плакала: «Детки мои, вас ждут родные и любимые, и не знают, где вы похоронены...».
Была отдана дань и быту военных лет — чернилам из свекольного сока, которыми дети писали в Борисовской школе на старых газетах; одежде, перешитой из военной формы. Как все дети ненавидели язык врага — немецкий — и как учителя уговаривали их: «Нужно знать язык противника, чтобы его победить!».
«Вы «консервируете» прошлое для потомков, это очень важное дело, — сказал, обращаясь к школьникам, открывавший конференцию ветеран Великой Отечественной войны А. С. Дерипаско. — Ведь уже совсем скоро эти собранные свидетельства станут музейными реликвиями. И больше, чем они, никто не расскажет вам о том, как страна выжила и победила в этой страшной войне». Его слова тут же подтвердили научные сотрудники — все доклады учащихся займут достойное место в фондах музея.
- Добавить комментарий
- 12407 просмотров
- Страница для печати