Оптимизация сети образовательных учреждений — одно из направлений реформы отрасли — идет по стране полным ходом. В системе подушевого финансирования, когда и зарплата учителей, и бюджет школ прямо пропорциональны количеству учащихся, нет места маленьким и слабым. Теоретически сельские школы защищены возможностью созвать сход жителей и принять решение в защиту образовательного учреждения. На практике власти давно нашли способ ликвидировать убыточные школы в обход схода граждан. Достаточно сначала реорганизовать малокомплектную школу в филиал более крупной, и можно впоследствии ликвидировать ее в рабочем порядке...
Азаровская основная школа, как по имени первого директора — легендарного Трофима Егоровича Азарова называют ее в Волоконовке, считается городской. Но причина бед все та же — малое (71) количество учащихся. Дамоклов меч повис над школой с 1 сентября 2007 года, когда по решению районных властей она стала отделением Волоконовской СОШ № 2. В апреле нынешнего года на собрании в школе, где, кроме жителей микрорайона, присутствовали и глава поселка А. Ю. Часовикин, и заместитель главы администрации района—заведующая управлением образования С. П. Гунько, родителям учащихся предложили написать заявления о переводе детей в школу № 2 или № 1.
Представители власти, не стесняясь, говорят о том, что мнение «общественности» легко проигнорировать — отделение школы можно закрыть играючи, без споров и референдумов.
Тем не менее письмо в защиту образовательного учреждения, размноженное и отосланное в Администрацию президента, губернатору и в редакции СМИ, подписали около 500 волоконовцев: «Как бы ни было трудно с финансовой стороны содержать в данный период учительский коллектив, всю инфраструктуру школы, мы просим найти финансовые возможности оставить школу и в дальнейшем решить проблему капитального ремонта, чтобы она отвечала всем требованиям современной школы — от внешнего вида и до оборудования классов, кабинетов, мастерских, столовой. Школа нужна жителям микрорайона и поселку!».
Азаровская школа построена еще до революции, в 1910—1914 годах. Волоконовцы считают, их предки были мудрыми людьми, раз понимали важность образования детей и построили школу для них в пределах доступности. С окраины слободы до центра ребятишкам добираться было затруднительно... Впрочем, и век спустя сообщение с центром не стало радикально лучше.
— Опасность в том, что архитекторы не запланировали здесь пешеходной части, — говорит жительница микрорайона Анна Лузанова. — Нашим детям, если их переведут в школу № 2, придется переходить через опасные участки — железную дорогу, под мостом, где грязь и поток машин, нести за 5—6 километров тяжеленные портфели...
— Естественно, начнутся болезни, пропуски занятий, — развивает тему другая мама, Ирина. — А здесь наши дети — как дома, мы за них спокойны.
— Да будет подвоз, что вы переживаете, глава (А. М. Шенцев. — Н. К.) обещал выделить автобус, — попыталась успокоить родителей заведующая управлением образования С. П. Гунько. — Ну, конечно, не для пяти человек...
Вот отчего тревожатся родители: обещания власти украшены не одним «но». Подвоз будет, но только если все дети перейдут в центральные школы. Подвоз будет, но только для детей, живущих на расстоянии 5—6 километров от школы (а за 4 километра топай, малыш, сам?). И, наконец, подвоз будет лишь там, где есть дорога с твердым покрытием. А, скажем, на самой дальней улице Буденного с этим проблема. К тому же в зимнее время очистка дорог на окраине проводится в последнюю очередь.
От себя лично в этот список я хотела бы добавить еще одно «но». Чуть ли не каждую неделю в областном центре наблюдаются скопления приметных желтых автобусов — то вокруг БелГУ, то возле Центра молодежных инициатив, то еще где-нибудь... Вместо подвоза детей из отдаленных сел они зачастую обслуживают образованческие мероприятия, конкурсы, олимпиады, конференции... Как добираются до школ дети, остается только догадываться. Многодетная мать из села недавно жаловалась — дети два дня не ходили в школу, потому что автобус понадобился в район...
Кроме всего прочего, автобусные перевозки детей связаны с риском. А еще с такими совсем тонкими, разве что родительскому сердцу небезразличными нюансами: в школе у малыша поднялась температура, или отравился, или голова болит... Ему бы домой уйти, а надо ждать, когда закончатся уроки у старших и всех вместе посадят в желтый автобус.
В споре с родителями о судьбе азаровской школы у Волоконовского управления образования есть козырный аргумент: качество знаний, которые дети будут получать в главном здании школы № 2, поднимется на более высокий уровень. «Козырь», вообще-то, довольно странный, учитывая, что речь идет об одном и том же учебном заведении. Тем более что, как рассказывал директор СОШ № 2 В. С. Ерзов, эта школа за последние годы получила 6,5 миллиона рублей только на компьютерное оснащение. Благодаря победам в конкурсах оборудованы кабинеты биологии, географии, литературы, приобретены десять интерактивных досок.
Зато когда в азаровской школе мы разговаривали с родителями и педагогами, учительница пожаловалась — у нее много собственных методических разработок, а она мучается без проектора, уроки просто невозможно вести.
— Да, почему бы и нам не привезти хотя бы пару компьютеров? — возмущаются «азаровские». — Разве наши дети какие-то не такие? Почему же все эти блага мимо нашей школы идут?
Дайте и нам вложения! Азаровская школа давно не видела капитального ремонта, внутренние туалеты здесь недавно сделали только для двух начальных классов. Пристройка-спортзал рядом со школьными зданиями высится двадцать лет подобно руинам Колизея и даже на слом ее никто не хочет покупать. Основные школы (а таковой была азаровская большую часть своей истории), в отличие от средних, не имеют права претендовать на миллионные гранты, да еще подушевое финансирование душит их в своих стальных объятиях...
«Методика новой системы оплаты труда по Фурсенко — это ничем не оправданная авантюрная попытка перестройки образовательной системы, не имеющая под собой никакой социальной, экономической и научной базы. Ведь не в полтора же раза больше Марьи Ивановны, обучающей 10 детей, работает Марья Петровна, у которой в классе 15 человек!» — ругаются в Интернете педагоги. Но против НСОТ не попрешь — и учителя, работающие в азаровской школе, получают теперь за свой труд копейки. Наполняемость классов 6—7—9—14 человек, отсюда нищета и убожество.
Между прочим, Год учителя область встретила всеобщим (отнюдь не декларируемым) снижением учительских заработков. В Прохоровском районе педагоги были вынуждены обратиться в прокуратуру — в течение нескольких месяцев руководство поселковой гимназии, манипулируя стимулирующей частью зарплаты, удерживало более 70 (!) процентов законных учительских доходов. Махинации с надбавками обнаружились и в остальных учебных заведениях района. Вот вам и «объективность», и прогрессивность НСОТ. Возможно, поэтому учителя из азаровской школы вяло реагируют на посулы управления образования повысить им зарплаты при переходе в «центральную» школу. Они понимают, что места для всех под ее крышей вряд ли хватит. Коллектив обеспокоен реальной угрозой безработицы, потери права на пенсию по выслуге лет.
— Заметьте, по показателям успеваемости наша школа не хуже прочих, — твердо говорит заведующий «азаровским отделением» Б. Н. Лаверченко. — Наши ребята не реже остальных поступают в вузы. Из 15 учителей половина имеет высшую и первую категории, есть один «Отличник образования». В конкурсах технического творчества и спортивных соревнованиях дети постоянно побеждают. И это при том, что нет крытого спортзала!..
Конечно, если власти решат закрыть школу, мы будем вынуждены принять это решение. Но с прибавлением «азаровских» количество учащихся в школе № 2 вырастет, а с сентября она приступает к учебе в эксперименте по новым образовательным стандартам. Потребуются помещения для отдыха детей. То есть через год—два может получиться, что дети будут вынуждены во вторую смену учиться.
...Пока что никто из «азаровских» родителей не написал заявление о переводе детей в другую школу. «Лето мы еще ждем, — комментирует Светлана Петровна Гунько. — А потом, если ситуация не изменится, будем классы, в которых наполняемость меньше 15 человек, объединять по вертикали: в одном классе — первоклассники, второклассники, третьеклассники и т. д.».
— Каменный век какой-то! — горестно восклицает одна из мам, апеллируя ко мне: — Вот, видите, как нас выживают из школы? Просто всеми способами!
— Мы хотим учиться здесь, мы любим свою школу и учителей. У нас бор сосновый прямо во дворе, лыжная трасса хорошая, — напоследок сказали мне и ребята, наблюдавшие за ходом обсуждения проблемы со школьного крылечка. И действительно, огляделась я, чудесное место, маленькая уютная школа, центр притяжения для всего района. После уроков дети не хотят уходить отсюда — здесь футбольное поле, баскетбольная площадка, лес, посаженный их руками...
...И самое главное — по Семейному кодексу РФ родители имеют право на выбор учебного заведения для своих детей. Кто сегодня помнит об этом, когда главное — реформы? Кажется, еще совсем недавно президент РФ (который ныне — премьер) во всеуслышание говорил о том, что вопрос о закрытии «неперспективных» школ органы местного самоуправления должны решать дифференцированно. Государственная политика само собой, но «нельзя всех причесывать под одну гребенку». Да и реформы в России, как показывает опыт, нужно пережить. «У нас что ни преобразование, то Курская битва», — грустно шутят педагоги. А ведь не исключено — то, за чем сегодня бежим, «задрав штаны», в недалеком будущем будет признано очередной роковой ошибкой. И «подушевое», которому, видно, не случайно нет аналогов в образовательных системах других стран мира. И «палочная» система оценки качества труда учителей, и закрытие таких, как азаровская, школ...
На снимках: в день моего приезда дети репетировали выступление к «последнему звонку» — название пророческое; на школьном крылечке всем хватает места.
- Добавить комментарий
- 6165 просмотров
- Страница для печати