Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

Шестьдесят тонн одной левой

Шестьдесят тонн одной левой

Кипит на «Энергомаше» работа: сверкает сварочная дуга, умело выполняют операции стропальщики, величаво подъезжает кран, подавая деталь. Как симфония – сильная, мощная, мужская... Ан нет! Поднимаем взгляд вверх и видим, что есть в этой производственной композиции маленький секрет, который придает ей особое очарование и грациозность. Это прекрасные крановщицы – «небесные ласточки», которые повсеместно и полноправно хозяйничают под сводами легендарного белгородского предприятия.

Больше 60 тонн за раз поднимать Надежде Ивановне Петровой нельзя – техника безопасности не позволяет. Когда она проплывает под потолком цеха на девятиметровой высоте, эта хрупкая женщина превращается в покорительницу царства металла. Надежда – машинист крана, по-простому – крановщица. Профессия эта сегодня среди представительниц слабого пола не самая популярная, но это, как говорят коллеги, только добавляет ей шарма.
Между прочим, коллектив крановщиц – единственная чисто женская команда на предприятии. Хозяйничают под сводами производств «Энергомаша» ни много ни мало 238 представительниц прекрасного пола.
– Как-то так исторически сложилось, что мужчины на этой должности не уживаются, – с улыбкой поясняет руководитель группы технического обслуживания, специалист по охране труда О. И. Чечель. – Наверно, потому, что работа эта очень кропотливая, скрупулезная, и не каждый на нее способен. Тут требуются внимание к деталям, ювелирная точность, нужно чувствовать каждое свое движение. От природы такие качества больше свойственны женщинам, поэтому высотная ниша лучше покоряется им. Так что как «на земле», так и «в поднебесье» у нас все в порядке.
Основной секрет того, что дамы успешно справляются со всеми поставленными задачами, по мнению Олега Ивановича, заключается в том, что крановщицы искренне болеют за общий результат работы. А к технике своей относятся с бережностью и любовью. Вот, скажите, станет ли мужчина по нескольку раз в день пыль с кабины крана стирать? Вряд ли. Кстати, мужская половина предприятия к покорительницам высоты относится крайне уважительно. Потому что знает: без кого угодно, но без крановщиц завод не проработает и дня.
Судьбу не обойдешь и на кране не объедешь. Вот уже 28 лет Надежда Петрова собирает мостовые конструкции, словно карточные домики, только в отличие от последних результат ее работы прослужит не один десяток лет. Среди своей родни она далеко не единственный строитель. Муж работает бок о бок сборщиком металлоконструкций. А двое сыновей трудятся на том же предприятии мастерами. Общий трудовой стаж семейства Петровых на «Энергомаше» – без малого 80 лет.
Совсем еще девчушкой – сразу после школы пришла на завод Людмила Николаевна Зимница. Хотела просто опыта набраться, а в результате «задержалась» почти на 30 лет.
– Отец был против моей профессии, – вспоминает она. – Ворчал: еще один чертенок в мазуте будет в доме. А мне нравится. Потому что профессия моя – самая что ни на есть «живая».
Вход в кабину крана чужим строго воспрещен! Но в виде исключения крановщица Елена Алексеевна Кретолова разрешила нам одним глазком взглянуть на ее рабочее место.
– Перед началом работы – обязательный осмотр техники. Проверяются все стыки, исправность подстраховочных систем... Ведь даже маленькая неполадка может привести к большим потерям, – рассказывает о своих повседневных обязанностях Елена.
Подниматься наверх приходится на своих двоих. Шагаешь по крутой лестнице и понимаешь – работа не для боязливых. Чего стоит только подняться на этакую громадину. Высота кранов на участке ЭШП, например, составляет 25 метров! А Елене – хоть бы что. Она себя чувствует уверенно. Немудрено – за 38 лет работы по этим лестницам она намотала сотни километров.
В кабине всего три движка – контроллера. Один отвечает за движение крана вправо-влево, другой перемещает тележку вперед-назад, третий поднимает и опускает крюк. Кажется, все просто. Но на самом деле каждый кран особенный, он практически как живой организм, и к нему надо найти подход.
– Примерно так, думаю, автомобилисты относятся к своим машинам, – считает крановщица. – Кстати, работа на кране хорошо развивает боковое зрение, это помогает водить обычный автомобиль.
Каждый кран на предприятии работает в своей зоне. Электромостовые, магнитные и даже радиоуправляемые – всего на «Энергомаше» насчитывается больше 200 кранов различных габаритов и грузоподъемности. Последнее ноу-хау – автоматические краны – управляются машинистом снизу, с помощью пульта. Однако эти массивные агрегаты способны выполнять только простейшие операции. Самим же крановщицам больше по душе работа на высоте.
– Крановщик на работе, как директор, – ему сверху видно все! И кто как работает тоже. Общаемся с «землей» с по­мощью системы знаков. Например, направление движения указывает ладонь. Если она показывает на локоть – это работа с грузом, на плечо – с тележкой, скрещенные руки означают прекращение работы. Впрочем, есть и словесные знаки, понятные любому строителю: «вира» – команда на подъем, «майна» – вниз.
Рабочая смена длится семь часов. Трудиться приходится и в жару, и в холод. В общем, легкой работу крановщика не назовешь. Постоянно нужно внимание, ответственность и… удача.
– Перед каждой сменой волнуюсь, как в первый раз. К этому страху невозможно привыкнуть. В кармашке рабочей формы у меня с собой – иконка… – показывает Людмила Зимница.
– Тогда что же вас держит на такой работе? – не удержалась я.
– Вам не понять, – в голос отвечают крановщицы. – Вы никогда не поднимали 30-тонную плиту, а каждая из нас может ее поднять одной левой.

На снимке: 
«небесные ласточки» «БелЭнергомаш–БЗЭМ» (слева направо) Л. Н. ЗИМНИЦА, Е. А. КРЕТОЛОВА, Н. И. ПЕТРОВА.
Автор: 
А. МОРОЗОВА. Фото П. МУСИНА.
№: 
031
Голосов пока нет
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла