Я учитель физической культуры. И этим горжусь. Еще на заре 2000-х, когда я оканчивал Алексеевскую среднюю школу и определялся с дальнейшей жизнью, многие мои одноклассники крутили пальцем у виска: «Нашел, что выбрать – педагогику!».
А я знал, что пойду по стопам моей мамы – учителя начальных классов. Уже в армии меня уговаривали идти служить по контракту и говорили, что учительство – неблагодарный труд. Один из офицеров – большой знаток военного дела – говорил, что, выбрав карьеру школьного педагога, я проиграю тактически, потому что зарплата кадрового военного выше зарплаты учителя.
Возможно, военный тактик был прав, когда говорил, что я проиграю тактически. Но уже сегодня, оглядываясь назад даже с небольшой высоты своего скромного опыта работы в школе, я понимаю, что я выиграл – если не тактически, то стратегически. Потому что я каждый день вижу горящие глаза детей, которых люблю. И понимаю: от меня и от таких, как я, зависит завтрашний день.
Существует известная фраза, превратившаяся от частого употребления в заезженный штамп: «Учитель – профессия дальнего действия». Тем не менее в ней заключен глубокий смысл. Снова и снова, вспоминая службу в армии, я провожу параллели с оружием дальнего радиуса действия. Учитель – это не только тот, кто передает детям новые знания. Учитель – это человек, от которого зависит, как поведет себя нынешний первоклассник через 15–20 лет, когда придет работать на предприятие или займет руководящую должность.
Будет ли он руководствоваться принципами этики – или же просто постарается «брать от жизни все», не оглядываясь на других людей? Для меня не важно, вспомнит ли он обо мне или других учителях. Куда важнее другое – смогу ли я сегодня достучаться до него таким образом, чтобы в будущем из него получился человек здоровый не только физически, как это предполагают уроки физической культуры, но и нравственно?
Заслуженный тренер России Валерий Михайлович Рудов, в свое время подготовивший серебряного призера Олимпийских игр 1980 года, в Белгородском педагогическом колледже, где я получал среднее образование, преподает теорию физического воспитания и тренирует футболистов. Его уроки невозможно забыть: он не просто давал нам теорию – он расширял горизонты сознания. На тренировках мы не только отрабатывали технику – мы жили этой игрой, постигая вместе с техникой ведения мяча важные нравственные уроки. «Спорт учит нас честности», – когда-то сказал он. Эти слова запомнились мне на всю жизнь. И для меня очень важно самому найти эти самые главные, самые заветные слова, которые помогут ребятам в будущем.
Я вижу, что мои ребята меня уважают, я уважаю их. С ними надо разговаривать не свысока, а наравне, сотрудничать – такая идеология, кстати говоря, заложена и в современные образовательные стандарты нового поколения. Развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования.
Стереотип, который мне неоднократно приходилось преодолевать, состоит в том, что я физрук. Я вовсе не физрук. Я – учитель физической культуры, и в этом состоит принципиальная разница. Иногда я как будто в шутку сажусь за пианино и играю ребятам Бетховена и Мендельсона. Я семь лет учился в музыкальной школе и с тех пор люблю музыку, стараюсь почаще использовать ее на уроках.
Мне встречались вполне взрослые люди, которые вели не самый здоровый образ жизни: проводили весь досуг у компьютера, мало двигались, курили каждые полчаса. И когда я спрашивал их, почему здоровье так мало для них значит, то всякий раз слышал в ответ, что их просто не приучила к этому школа.
Более того, я слышал и негативные отзывы о деспотичных учителях физкультуры, которые мучили их изнурительными нагрузками. И это – еще один стереотип. Потому что в идеале урок физической культуры – это никакая не нагрузка. Эта разгрузка. Может быть, это неправильно, но порой техника выполнения конкретного упражнения значит для меня не так много. Для меня главное, чтобы ребенок ушел с моего урока с сияющим лицом. Чтобы он говорил не об изнурительных упражнениях, а о приятной усталости.
Если в детстве человек научится получать удовольствие от спорта, от здорового образа жизни, то, повзрослев, он не станет искать удовольствия в алкоголе, курении, безнравственных поступках и бессодержательной праздности. Именно в этом я вижу свою задачу как представитель той самой профессии дальнего действия, которая определяет будущее каждого гражданина нашей страны.
Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепная возможность для безграничного творчества. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.
- Добавить комментарий
- 7254 просмотра
- Страница для печати