Злая примета времени – абсолютно пустые магазинные прилавки и полки. «Вымирают» целые этажи универмагов.
Вот какие безрадостные строки истории 1991 года зафиксировали журналисты «Белгородской правды»…
«Заходишь в любую торговую точку, и жутковато становится уже не от убожества прилавков, а от их девственной пустоты, будто в витринах ничего не лежало, а на полках никогда ничего не стояло».
«Нескончаемо длинные очереди выстраиваются задолго до открытия магазинов. Покупатели не знают, что привезут, но… стоят».
«Сметают все подряд. Ажиотаж невероятный. Вот заходит в гастроном бабка с внуком. Увидев соль, пожилая женщина снимает с себя платок, расстилает на полу и кладет на него… 20 пачек соли. Положила бы еще, но тогда связать не смогла бы. После этого еще десять пачек навесила на внука. Зачем столько? Да настроения людские таковы: скоро ничего не будет…».
*
Журналист Н. Козлова добросовестно стоит в очереди за билетами на самолет. Восемь часов кряду томится! О своих впечатлениях от душных, тесных касс Аэрофлота рассказывает на страницах «Белгородки» и очень резонно замечает, что пережитая ею очередь «вправе претендовать на занесение в Книгу рекордов Гиннесса». Как антидостижение, конечно…
*
В трудовых коллективах азартно разыгрывают туфли, сапоги… Одну–две пары на всех. Не важно, нравится вам модель, фасон и цвет изделия, даже если вы по жизни носите 36-й размер обуви, а лотерея преподнесла вам сюрприз в виде сандалий 41-го размера, – вы, по меркам смутного времени перестройки, абсолютный счастливчик. И вопрос: брать или не брать? – по определению перед вами не стоит. Конечно, брать!
*
Молодежь тоже проявляет изобретательность в попытке хоть как-то одеться и обуться. Работники загсов с некоторых пор замечают «ножницы» в количестве желающих расписаться и действительно брачующихся.
Ларчик просто открывается. Кандидаты в жены и мужья (молодые люди, что подают заявления на регистрацию) «автоматом» получают доступ в салон для новобрачных. Где дефицит «выбрасывают». «Но если раньше жених воротил нос от румынского и чешского костюмов, – констатирует газета, – рассчитывая на капиталистический вариант, то ныне в списке лучших – изделия чебоксарской и кишиневской фабрик».
*
А лучшие товары – в магазинах для богатых и очень богатых.
В Белгороде – это «Белимпэкс». Аналогичный открылся и в Старом Осколе. С профессиональным интересом туда зашел журналист В. Богомолов. Ассортимент «бутика» его порадовал – все фирменное, а цены ужаснули.
Ликбез провел директор торговой точки: «В коммерческий магазин вы сдаете, скажем, сапожки и оцениваете их в 500 рублей. Исходя из спроса, мы соглашаемся с вашей ценой или торгуемся. Если соглашаемся, то, во-первых, не будем брать с вас ни рубля комиссии, а во-вторых, имеем право продавать сданную вещь, те же сапожки, с 20-процентной наценкой».
*
Гиперинфляция, безработица, дефицит всего и вся – еще не все прелести 1991 года. Всем очередям очередь – та, что потянулась к банкам после Указа Президента «О прекращении приема к платежу денежных знаков достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег с вкладов граждан».
Строки из газеты: «Указ сработал лучше любого будильника. Встав ни свет ни заря, тысячи белгородцев бросились занимать очередь на обмен купюр».
*
Банкам попутно вменили в обязанность отмечать в паспортах вкладчиков (на 23-й странице) суммы полученных денег.
Такая директива вызвала неоднозначную реакцию. По крайней мере, в «Белгородской правде» на этот счет появилась приметная публикация Ю. Грязнова.
«– Пусть еще запишут, что я купил… трусы. Это событие для меня тоже не менее важное, чем получение денег», – процитировал журналист читателя, пожаловавшегося на неаккуратную, небрежную запись, сделанную в его паспорте работниками Сбербанка.
«Не исключено, что после таких пометок и сами владельцы паспортов перестанут беречь их, превратят в обыкновенные записные книжки с номерами телефонов, адресами знакомых», – иронично дофантазировал ситуацию автор заметки.
*
Еще о банковских новостях. Закон СССР «О валютном регулировании» благословил куплю-продажу иностранной валюты на внутреннем рынке. На состоявшихся 1 апреля торгах определился курс доллара США – 27,6 рубля. (Для сравнения: килограмм мяса стоил в начале 1991 года 15 рублей, крупа – 6 рублей 50 копеек, картофель – 3 рубля).
*
Об оружии. Оно незаметно стало почти атрибутом повседневности.
Министр обороны СССР разрешил военнослужащим ношение личного оружия.
Президент СССР подписал Указ «О взаимодействии милиции и подразделений Вооруженных Сил СССР…», чем фактически дал добро на вооруженное патрулирование улиц.
Бытовая криминальная хроника также пестрит специфическими кражами. «Ночью злоумышленники проникли в оружейную комнату средней школы в селе Принцевка Валуйского района и унесли четыре пневматические винтовки, пневматический пистолет и патроны».
Оружия на руках у населения столько, что седьмой цех «Белгородэнергомаша» стал «официальным» местом переплавки автоматов, обрезов, пулеметов, конфискованных сотрудниками органов внутренних дел. «Сырья такого рода для нашей индустрии, – уверен старший инспектор отдела по разрешительной системе УВД В. М. Ткаченко, – мы еще доставим сюда немало. Работы хватает…».
*
А «на верхах» тем временем делят власть. К «рулю» рвется Б. Н. Ельцин.
Маршал Советского Союза, народный депутат С. Ахромеев («БП» перепечатывает его интервью из газеты «Советская Россия») нелицеприятно характеризует Б. Н. Ельцина как «человека, мягко говоря, нестеснительного, не останавливающегося даже перед нарушением данных им обязательств».
«Ельцин обладает смелостью, гибкостью и одновременно пробивной силой, решительностью, – пишет С. Ахромеев. – Борис Николаевич способен провести через Верховный Совет РСФСР бюджет республики, ущемляющий конституционные права Президента СССР и немедленно после этого отбыть на несколько дней из Москвы, парализовав работу высших органов власти по завершению подготовки государственного бюджета страны. Характерным для Б. Н. Ельцина является попрание Конституции СССР. Он действует так, будто ее вообще не существует».
*
В 1991 году «за счет части земель Алексеевского района» образован новый район области – Красненский.
*
«Довиджене, братушки! Только в мае прошлого года в Старом Осколе широко и весело отмечали юбилей – 20-летие пребывания болгарской строительной группы, а сегодня болгары срочно собираются домой.
Иначе на них распространится действие законов о пребывании на территории СССР иностранных граждан, и тогда все расчеты за различные операции (оплата авиа- и железнодорожных билетов, проживание в гостинице, провоз багажа и т. д.) должны будут осуществляться болгарами в свободно конвертируемой валюте.
…А ведь никто, пожалуй, не оставляет после себя такую память, как строители. Символами советско-болгарской дружбы и братства стали ОЭМК, Стойленский ГОК, заводы: цементный, металлургического машиностроения, силикатных стеновых материалов, жилые дома, магазины, детские сады, школы, предприятия общественного питания…».
*
В нашей области проживают 7,3 тысячи беженцев и переселенцев из республик Средней Азии и Кавказа.
Из них 52 процента – русскоязычное население, остальные – в основном турки-месхетинцы, есть армяне и азербайджанцы.
Туркам-месхетинцам выделено 4 миллиона 300 тысяч рублей материальной помощи, русскоязычным беженцам и переселенцам – 300 тысяч рублей.
*
Политическая жизнь страны – на пике.
Состоялся референдум по вопросу «Быть или не быть СССР». 76 процентов электората, принявшего участие в референдуме, ответили на этот вопрос утвердительно.
Прошли выборы Президента России. Победу на них, набрав более половины голосов избирателей, одержал Б. Н. Ельцин. Второй тур выборов не понадобился.
*
Белгород посетил лидер Либерально-демократической партии В. В. Жириновский. Репортаж о его визите газета публикует 20 июля. (Обратите внимание на дату!).
Среди прочего, Владимира Вольфовича спросили, виноваты ли коммунисты в том, что происходит в стране. «Рядовые члены КПСС не виноваты», – режет правду-матку московский гость. И охотно объясняет, почему:
– Ну в чем, например, будут виноваты члены ЛДПР, если я как руководитель совершу ошибку? Вот, скажем, в Белгороде есть наш представитель – Сергей Сычев. Он тут, а я в Москве черт знает что могу сотворить. Сережа, ты знаешь, что в августе я приму участие в государственном перевороте? Не знает…».
Тогда этот пассаж Жириновского был, конечно, встречен улыбками. Как шутку.
С высоты времени слова лидера либерал-демократов уже представляются далеко не случайными…
*
Три дня августа действительно стали для страны переворотными. Белгород не остался в стороне.
По инициативе демократических сил и Совета народных депутатов Белгорода на площади Революции прошел митинг под лозунгами «Народ против хунты!», «Народ против путча!».
У памятника Ленину группа представителей демократического движения развернула палатки. Объявившие голодовку потребовали отставки руководителей области, «четко не проявивших, по их мнению, своей позиции во время попытки антиконституционного переворота». Председателя областного Совета народных депутатов В. И. Берестового участники голодовки обвиняют, как пишет газета, и «в неискренности, выдвигают в его адрес необоснованные обвинения в пособничестве заговорщикам, в проведении соглашательской политики».
*
19 сентября – праздник второго обретения мощей святителя Иоасафа Белгородского.
В Белгород с визитом прибывает Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Глава РПЦ встречается с В. И. Берестовым. В областном Совете Алексий II благодарит белгородцев за передачу Церкви храмов, рассказывает о своих встречах с жителями города, в том числе с представителями голодающих у Дома Советов. «Я им сказал, – цитирует «БП» святейшего Патриарха, – что вы, белгородцы, живете лучше, чем живут люди в других регионах страны. Надо работать. А не устраивать политические демонстрации и митинги».
*
Ну прямо в добрый час слова были сказаны! 20 сентября голодающие приостановили свою акцию до решения Президента РСФСР Б. Н. Ельцина о назначении главы областной администрации. «Белгородская правда» сообщает об этой новости со ссылкой на председателя координационного совета региональной организации движения «Демократическая Россия» И. П. Сулковскую.
*
21 сентября газета объявляет конкурс на новое имя издания. Читатели активно откликаются на призыв, но большинство из них против любых переименований. «Белгородская правда» сохраняет свой исторический бренд.
*
Долгие месяцы длилось следствие, и вот наконец оглашен приговор по делу о крушении пассажирских составов на железнодорожной станции Ельниково.
Газета напоминает: в результате той аварии 11 человек погибли, 63 пассажира получили телесные повреждения. Суд вынес наказание пяти виновным. Самое суровое – пять лет пребывания в колонии-поселении – заслужил начальник станции Ельниково Д. И. Труфанов.
*
Стадион «Салют» поменял статус, став… всегородской барахолкой. Острословы тут же оценили новацию: «А еще можно на льду Дворца спорта публичный дом открыть, тоже доход будет!».
*
Создан институт представителей Президента России. Представителем Б. Н. Ельцина в нашей области назначен Н. И. Мелентьев. Николай Иванович сразу же после вступления в должность встретился с коллективом редакции, где рассказал: «Во многих областях и краях России решения Президента России и правительства игнорируются. Чтобы это не происходило впредь, и создан институт представителей президента на местах».
*
4 декабря Белгородчина начинает жить по талонам. Продажа по государственным ценам мясопродуктов, масла, сыра, крупы, водки, яиц, макарон отныне строго регламентируется.
*
11 декабря Ельцин, Кравчук, Шушкевич ставят свои подписи под соглашением о создании Содружества Независимых Государств.
СССР приказывает долго жить…
- Добавить комментарий
- 12741 просмотр