Вся моя жизнь связана со школой: мой отец был директором школы, моя жена – педагог, ту же профессию избрали и наши сыновья...
Сам я начинал учителем физики, был инспектором и заведующим гороно, в 1975–1996 годах возглавлял областной отдел народного образования. Знаю не понаслышке, что опыт работы белгородцев всегда был в центре внимания отраслевого министерства. В Белгороде только на моей памяти прошло четыре (!) всесоюзных совещания по подготовке педагогических кадров. Этой проблеме всегда уделялось большое внимание.
Сейчас снова заговорили о необходимости полноценной педагогической практики для будущих учителей, стажировочных площадок для практикующих педагогов, где они могли бы повышать свое мастерство, о наставничестве. А я помню время, когда в школах вокруг самых опытных учителей создавались школы передового опыта для молодых педагогов, педагогические кружки, куда приходили ориентированные на учительскую профессию дети. При поступлении в пединститут участие абитуриента в работе подобного кружка становилось дополнительным аргументом для зачисления в ряды студентов.
Постановке образования педагогов в Советском Союзе в свое время завидовали даже наши европейские коллеги. В частности, немцы жаловались мне, что изучением педагогических методик учителям у них приходится дополнительно заниматься в течение трех лет после окончания университета, и сумма знаний по специальности начинает за это время утрачиваться... «Поглощение» Белгородского пединститута классическим университетом, произошедшее в 1996 году, кажется мне ошибочным: все-таки пединституты имеют свою специфику. Педагогические институты в стране следовало бы возродить, иначе потери в школьном образовании неизбежны.
У нас был прекрасный институт усовершенствования учителей. В иные годы до 600 педагогов за лето проходили стажировку в Москве и Ленинграде, слушали лекции академиков А. Александрова, Е. Велихова, Б. Понтекорво, занимались в семинарах педагогов-новаторов. Это обогащало и окрыляло учителей для работы в школе...
Вызывает тревогу, что разработчики новых федеральных стандартов, вводимых сегодня в средней школе, акцентируют внимание не на получении детьми знаний, а на форме урока и внеурочной деятельности. Да, школы-комплексы, которые мы успешно создавали в советское время, прославили Белгородскую область на весь Советский Союз. 81 делегация посетила область для изучения опыта их работы!
Я помню, как к нам приехали сразу 25 начальников органов образования из провинций освобожденного от американской агрессии Вьетнама – в основном женщины, причем в генеральском звании! Правительство послало их возрождать систему образования разрушенной послевоенной страны, у которой было, вероятно, много других проблем. Но они знали – это важно.
Мы строили школы-комплексы, но всегда отчетливо понимали: сначала – знания, а потом уже песни и пляски. Целиком и полностью согласен с автором статьи «Как нам учителя «модернизировать»?» («БП» за 28 августа 2012 года) – учащимся нужны в первую очередь хорошие знания, а не абстрактная «развитость». Смогут ли новые федеральные стандарты обеспечить эти знания? Поспешное введение их в школе, и это при активном сопротивлении российской педагогической общественности еще на стадии обсуждения, действительно вызывает тревогу.
Страшно представить, что славные традиции нашего отечественного образования могут в скором времени сохраниться только где-нибудь во Вьетнаме.
- Добавить комментарий
- 6330 просмотров
- Страница для печати