«Работаю в школе. Люблю свою работу, детей» – так просто, двумя фразами, на интернет-страничке очертила круг своей жизни учитель из Губкина Ирина Викторовна Ежкова. Предмет, который она преподает, – математика, основа многих наук и фактор развития логического мышления. В жизни без нее трудно обойтись, современные школьники это понимают.
У Ирины Викторовны своя авторская школа преподавания, делающая сложное простым и доступным для понимания. Во время поездок по области с так называемым «методическим поездом» она делится с коллегами опытом. Вот недавно с группой губкинских педагогов, победителей конкурса «Учитель года», побывала в Корочанской средней общеобразовательной школе, провела открытый урок по алгебре. Дети, разбившись на микрогруппы, изображали «кандидатов наук» и проводили исследования по заданной теме. Те, кто сумел понять новый материал, объясняли его другим членам группы.
– Нетрадиционные уроки учат ребенка социализации, – поясняет Ежкова. – Развивают навыки самообучения, как и требует новый федеральный образовательный стандарт... В нашей работе самое трудное – услышать ребенка: почему он не понимает? Зачастую мы, учителя, слушаем сами себя, «забиваем» детей. И как раз ребенок, который понимает, может в доступной форме объяснить товарищу решение задачи.
На открытом уроке Ирина Викторовна провела физкультминутку для снятия напряжения с глаз, а закрепление изучаемого материала построила в игровой форме... Восемнадцать математиков, присутствовавших на мастер-классе коллеги, были в восторге от изобретательности педагога и внешней простоты и легкости, с которой преподносился материал...
Заслуженный учитель РФ, дважды побеждавшая в конкурсах национального проекта «Образование», Ирина Викторовна Ежкова помогает учителям математики расширить знание предмета, приобрести новые педагогические навыки, обрести вкус к исследовательской деятельности. Семинары авторской научно-педагогической школы Ежковой проходят на базе Губкинской средней общеобразовательной школы № 1 с углубленным изучением отдельных предметов. Здесь десять лет училась и уже четверть века работает Ирина Викторовна.
Школа всегда славилась великими математиками, вспоминает она пору своего ученичества. Такими, как ее наставники Клавдия Ивановна Сидоренко и Светлана Ивановна Золотых. Они-то и уговорили выпускницу поступать на физмат в Белгородский пединститут. Первый год работы в родной школе Ежкова считает своей главной неудачей в педагогической биографии: молоденькая учительница поставила в аттестат три «двойки» по математике. Не смогла заставить учеников учиться... Но было ли это действительно неудачей?
Однажды на контрольной она увидела, что старшеклассники отчаянно списывают, и решительно сказала: «Завтра будем переписывать заново!». Всю ночь готовила 33 карточки с индивидуальными заданиями, чтобы ученики не смогли списать... Один молодой человек из того выпуска до сих пор с ней не здоровается.
Зато другой, встречая Ирину Викторовну, каждый раз благодарит: «Вы не представляете, что вы для меня сделали, поставив «2»! Я ведь тогда думал, что мой крутой папа «уладит» за меня любую проблему! А теперь я научился всего в жизни добиваться сам!». Грозный папа действительно какое-то время встречал у школы молодую учительницу, пугал различными неприятностями, если она не поставит сыну «тройку».
Сегодня Ирина Викторовна опытный педагог и по праву гордится своими учениками, которые показывают хорошие результаты ЕГЭ по математике (в среднем около 70), завоевывают первые места в олимпиадах МГУ и МФТИ, в молодежном математическом чемпионате, Российской интернет-олимпиаде и других конкурсах. Ее ученик Александр Малин занесен в Книгу достижений Молодежных чемпионатов по математике. Аня Булгакова стала обладателем премии губернатора области для талантливой молодежи (2010–2011 годы). Сейчас она учится в Колмогоровской школе-интернате при МГУ имени М. В. Ломоносова, но приезжает на каникулы в Губкин и занимается с Ириной Викторовной.
– Одаренная девочка, фехтованием занимается, великолепно рисует, а недавно начала самостоятельно изучать японский язык! – гордится Анина наставница. – Следом за Аней в эту же школу уехал учиться Роман Дубижанский. А Валя Макарова после 11 класса поступила в МГУ... Это мои «звездочки» – усилия, затраченные на них, такую радость дают!
Конечно, не все дети Ежковой связывают свое будущее с математикой, но, став взрослыми, задним числом признают – математика много дает человеку в плане мобилизации способностей. А некоторые стали по ее примеру учителями...
Как педагог, Ежкова категорически против платного обучения в профильной школе (вопрос этот сейчас муссируется в Интернете в связи с принятием нового закона об образовании, хотя прямо в нем ничего не говорится). «Материальный уровень жизни семей очень разный. Вспомните Ломоносова – из какой семьи он пришел в Московский университет? Куда мы придем, если на судьбе одаренных детей из-за бедности родителей будет поставлен крест? У меня был одаренный ученик из неблагополучной семьи, он смог получить высшее образование, имеет сейчас ученую степень. А что стало бы с ним при платном обучении?».
А еще вызывает у педагога удивление предложение министра образования и науки Дмитрия Ливанова создать профессиональный стандарт учителя. Какой «стандарт» может быть в этой тонкой и непредсказуемой работе, отвергающей стандартные подходы?.. Конечно, учитель должен быть не только добрым, но и требовательным. Ученики Ежковой, например, не играют на уроках с телефонами – сдают их Ирине Викторовне в так называемый «мобильный сейф». Без подобных ограничений рабочую обстановку в классе трудно создать.
На каникулах ученики Ирины Викторовны ездят со своим классным руководителем на экскурсии по малому кольцу России, в Санкт-Петербург, на Валаам, в Воронеж, по Губкинскому району. Сейчас вот собираются в зарубежный тур Финляндия – Швеция – Дания – Норвегия. И даже директора школы Галину Ивановну Колесникову увлекают с собой! Кругозор детей расширяют не только поездки. Дети у Ежковой проводят в классе политинформации – сами ищут интересное в Интернете, привлекают родителей. Подготовка выступлений помогает видеть ситуацию в области, стране и мире, анализировать материал – ведь в разных источниках события освещаются по-разному. И детям нравится выступать перед сверстниками, совместно обсуждать новости.
Кстати, когда в школе № 1 проводятся дни самоуправления, то старшие школьники ведут уроки в младших классах. Готовятся заранее и всерьез, заучивают материал урока... А потом все равно делятся с Ириной Викторовной своим «открытием», которое она сама сделала давным-давно: «Какая сложная профессия... Трудно быть учителем!».
- Добавить комментарий
- 6796 просмотров
- Страница для печати