Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

Простыми словами войну не объяснишь

Простыми словами войну не объяснишь

Как и положено у туляков, на столе у Грудинкиных всегда стоял самовар. Дед тогда еще маленького Алексея резал карамельку на дольки, и все садились чаевничать. Пили до пота. Ведерный самовар был уже пуст, а карамельки все так же крепко зажаты у каждого в кулачке. Получалось: то ли вприкуску, то ли вприглядку.
Свое Ярославино Алексей Сергеевич называет деревней, и все потому, что не было там церкви. Молиться бабы ходили в соседнее Лобаново и брали с собой ребятню. Там Алешку и крестили. Это я говорю к тому, что, пройдя дорогами войны, он крестик с шеи так и не снимал, хотя шутников и насмешников хватало. Но парень мог за себя постоять, да и не он один такой был.
Воспитывался Алексей у бабушки, а та науки свои излагала все с шутками да прибаутками.
– Иной раз сказку на сон грядущий расскажет – всю ночь черти снятся, аж ноги поджимаешь от страха, – вспоминает Алексей Cергеевич.
До войны он успел окончить восьмилетку, да и стаж работы в колхозе уже был приличный. Вязал снопы, полол свеклу, и все с песнями да шутками. Но все разом оборвалось. На фронт ушел в феврале 1942-го и село Красное, что под Орлом, считает местом своего боевого крещения.
Когда тебе неполных восемнадцать, в бой идешь – душа нараспашку. Потому и гибли его ровесники в первую очередь и в первых же боях. Но судьба как-то смилостивилась над Грудинкиным, хотя он тоже был из этой же категории бесшабашных.
Пули и осколки прошли стороной. Нахватал он их уже тогда, когда пришел фронтовой опыт. Бывает и такое. Пять ранений официальных, а те, когда фельд­шер вытаскивает осколки сразу же после боя пинцетом, и не считал.
Командир расчета станкового пулемета старший сержант Алексей Грудинкин в июле 43-го на северном фасе Курской дуги. Бойцов тогда уже учили не теряться при появлении новых немецких тяжелых танков Т-6 «тигр». Он, конечно же, с виду очень грозен и опасен, когда далеко, а вот рядом с танком зона обстрела сильно уменьшается. Этим и пользовались. Главное, когда такая махина переваливается через окоп, – нужно быть начеку. Мог заживо закопать.
– Вдруг сослепу задавит. Ведь не видит ни черта!
Так Грудинкин прокомментировал этот эпизод словами из поэмы Твардовского.
Я спросил Алексея Сергеевича, трудно ли стрелять по людям.
– Это бой! Там или ты, или тебя. О таких нюансах в сражении не думаешь. Эти мысли приходят через годы, когда вспоминаешь его мгновения. Вот, к примеру, мы сидим втроем у пулемета. Разрыв снаряда – я пригнулся, смотрю, руки в крови. Пошевелил пальцами – вроде бы ничего. Оказалось, двоих ребят, которые вплотную со мной были, убило на месте – кровь сверху капает. А пулемет цел. Вот и палишь во врага в горячке. Какие уж тут думы.
Я помню, заскочил в окоп с немцами, а они и руки уже подняли. Злость во мне была необычайная за убитых друзей. Схватил офицера за грудки, сорвал кресты. А потом стою и думаю – зачем все это сделал?
Войну простыми словами не объяснишь, – продолжает ветеран. – Моего пулеметчика казаха Баисова ранило в бою. Приползла медсестра, молоденькая, худенькая. Тянет за собой скулящую санитарную собаку с корытцем на постромках. Уложили бойца туда и отправили в тыл, как на санках. Говорю ему: удержишься – будешь жив. А нет – пеняй на себя. От случая все зависело.
– Жизнь в окопе сближала, – вспоминает Алексей Сергеевич. – Делили махорку да и фронтовые сто граммов пополам. Но я ни курить, ни пить так и не научился. С новосибирцем Сашкой Рыбаловым до последнего времени переписывались – все окопную жизнь вспоминали.
После Курской битвы Грудинкина направили на курсы младших лейтенантов. Он уже прошел с боями всю Белоруссию и почти всю Польшу. Но при форсировании реки Нарев его зацепило осколком, уже по-настоящему.
А после госпиталя был запасной полк, затем работал с интернированными в органах МВД. Два ордена Отечественной войны, орден Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги» на его праздничном пиджаке.
В Белгородской области Алексей Сергеевич с 1965 года – трудился начальником районной газовой службы. Уже находясь на пенсии, вспомнил свои крестьянские корни – убирал хлеб и свеклу в колхозе имени Жданова.
Двое детей, четыре внука, четыре пра­внука, селяне сегодня поздравят Алексея Сергеевича, почетного гражданина Белгородского района, с юбилеем. В Краснооктябрьской средней школе, где он частый гость, ему приготовили огромный торт, на котором будут гореть девяносто свечей – по числу прожитых лет. И каких лет!

На снимке: 
ученики Краснооктябрьской школы Анна БУРЦЕВА и Алексей РЯПОЛОВ поздравляют ветерана с юбилеем.
Автор: 
Ю. КОРЕНЬКО. Фото автора. Белгородский район.
№: 
035
Голосов пока нет
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла