Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

Шефство над флотом – России оплотом

Шефство над флотом – России оплотом

Во все времена Вооруженные силы нашей страны неразрывно связаны с народом. Одной из форм заботы о защитниках Отечества стало шефство. Это многогранная деятельность: оказание материальной помощи, воспитание и направление на корабли земляков, обмен делегациями… Говоря о Военно-морском флоте, нельзя не отметить, что большинство кораблей, как правило, носит имена исторических личностей, заслуженных флотоводцев либо на­именования организаций или городов, шефствующих над ними. В последние годы стало правилом давать имена даже кораблям не очень высокого ранга – катерам и маломерным судам. Это тоже результат расширения и укрепления шефских связей.
Одним из значимых мероприятий в данной сфере общественной деятельности стал I Межрегиональный слет команд – победителей региональных оборонно-спортивных игр, проводимый под патронажем Межрегиональной ассоциации субъектов Российской Федерации и городов, шефствующих над кораблями и частями Северного флота.

Самый Северный

Кто бы и что бы ни говорил о советском периоде жизни нашего государства, Северный флот был тогда самым сильным и мощным боевым формированием. Этому способствовали многие обстоятельства. Прежде всего выгодное географическое положение – свободный выход в Мировой океан в любом направлении и в любое время. Незамерзающие воды позволяют осуществлять кораблевождение круглый год. Северный контролировал всю Атлантику и Средиземноморье, совершал переходы подо льдами Арктики, направлял корабли на Тихоокеанский флот. В жаргоне военных моряков аббревиатурные названия флотов расшифровывают так: Балтийский флот (БТ) – бывший флот, Тихоокеанский флот – тоже флот, а вот Северный флот – самый флот.
Флот создавался десятилетиями. Государство давало ему все самое передовое и новейшее. Но «лихие» девяностые прошлого столетия прошлись по Северному флоту с особой разрушительной силой. Ни один флот России так не пострадал, как Северный.
Корабли, причем не только выслужившие установленные сроки, а сравнительно новые, безжалостно резали и отправляли в металлолом на продажу, в том числе и за границу. Северные кораблестроительные и ремонтные предприятия были загружены не строительством новых кораблей или их ремонтом, а кораблями «под разделку».
Как говорят уставным языком – личный состав, а фактически люди: офицеры, мичманы и военнослужащие срочной службы в одночасье стали никому не нужны. Месяцами не выплачивалось денежное довольствие. И если на других флотах, которые значительно географически южнее, можно было забыть на какое-то время свою принадлежность к службе и заняться временно побочным заработком, например: таксованием, мелкорозничной торговлей, строительными работами и так далее, то на Севере просто негде было этим заниматься.
Гарнизоны – закрытые. Никто никуда не едет, ничего не строят и нечего продавать. Личный состав в черных шинелях ходил по гарнизону черными тучами. Это вполне серьезно, не в шутку сказано. Офицеров увольняли сотнями со службы без выслуги и пенсии, применяя вдруг появившуюся формулировку: увольнение по организационно-штатным мероприятиям. Немногих задержали по причине отсутствия на Большой земле жилой площади для семейных, через некоторое время кому-то вручили жилищные сертификаты, а многих уволили без всего с обещаниями дать жилье «потом».
Однако все оставшиеся в гарнизонах и на кораблях ходили ежедневно на построения, получали и выполняли задания. Они не сдавались.
Семьям было еще хуже. Детям нечего было есть. Доходило до того, что офицеры и мичманы в столовых собирали на столах объедки и несли домой детям.
Чтобы выйти в море оставшимся единичным кораблям, надо было собирать личный состав по всему гарнизону, так как многих специалистов уже не было. Энергозапасов и продовольствия едва набиралось на несколько суток плавания. Никто не смотрел на положенный ассортимент. Выдавали то, что еще осталось на складах. Запасы не пополнялись. Снабжение флота фактически прекратилось.
На запросы вышестоящему руководству был один ответ: государству еще труднее, держитесь как можете.
Между тем некоторые высокие должностные лица реально представляли, что упадок флота станет подрывать обороноспособность и государственный престиж, особенно на международной арене.
На флоте еще остались люди, беззаветно преданные службе и готовые отдать все свои знания и опыт для организации подъ­ема флота с колен, способные дать ему развитие.
Командованию флота удалось довести всю сложность и критическую ситуацию до руководства Мурманской области. Ее губернатор Юрий Алексеевич Евдокимов лично посетил гарнизоны и базы Северного флота, в результате чего было определено главное направление выхода флота из создавшегося катастрофического положения. В июле 1997 года Юрий Алексеевич выступил на заседании Совета Федерации с обращением объединить и скоординировать возможности регионов по оказанию моральной и материальной помощи морякам Северного флота. Детально обоснованное обращение губернатора Мурманской области было услышано и нашло полное понимание и поддержку у руководителей 13 республик, 3 краев, 28 областей, 3 округов и 6 городов Российской Федерации. 5 ноября 1997 года поддержавшие обращение руководители документально оформили создание Межрегиональной ассоциации субъектов Российской Федерации и городов, шефствующих над кораблями и частями Северного флота, сокращенно – Ассоциация шефства над Северным флотом. В последующем в состав Ассоциации входили другие субъекты и города России, а также предприятия и научно-производственные организации.
В настоящее время в рядах Ассоциации 193 шефа, которые оказывают помощь 126 кораблям и частям Северного флота.
В числе основных целей и задач Ассоциации – разработка и реализация мероприятий по решению вопросов военно-патрио­тического воспитания, обеспечения социально-экономического и морально-психологического благополучия военных моряков Северного флота, созданию нормальных условий для службы и жизни североморцев, повышения боевой готовности кораблей и частей.
За годы работы Ассоциации была оказана шефская помощь более чем на 217 миллионов рублей, передано в гарнизоны свыше 90 единиц автотехники, доставлено около 4,5 тысячи тонн различных грузов, в числе которых продовольствие, строительные материалы, бытовая и оргтехника… В гостях у моряков побывали более 1280 делегаций, в состав которых входили и родители североморцев.
В ряду шефов достойное место заняла и Белгородчина. Документ о создании Ассоциации поддержал и подписал губернатор нашей области Евгений Степанович Савченко. Над новостроящимся кораблем – атомной ракетной подводной лодкой «Белгород» (в настоящее время достраивается в производственном объединении «Севмаш» в г. Северодвинске) шефствовал «Водоканал» Белгорода. Возглавлявший в те годы администрацию Белгорода Георгий Георгиевич Голиков взял под личный контроль шефство над экипажем корабля, которому постоянно оказывалась помощь. В гарнизон Видяево, где проходил стажировку экипаж «Белгорода», был передан автобус с надписью на борту «Морякам-североморцам от белгородцев», направлялись грузовые автомобили с продовольствием и материальной помощью. Георгий Голиков лично принимал делегацию с подшефного экипажа в Белгороде и направлял в Видяево делегации областного центра.
Важным направлением работы Ассоциации стала организация летнего отдыха воинов-североморцев и их семей, оказание помощи в переобучении и трудоустройстве при увольнении с военной службы, строительстве жилья по линии Министерства обороны РФ и выделении его семьям моряков по завершении службы в заполярных гарнизонах.
Как следствие этого непреложный факт: сегодня на Белгородчине из числа уволенных в запас можно смело сформировать не один экипаж подвод­ной лодки или надводного корабля. И все воины-запасники трудо­устроены, обеспечены благо­устроенным жильем и продолжают трудиться на предприятиях, в учреждениях и организациях Белгородской области.
Что же касается Северного флота, то сейчас можно утверждать, что он пережил трудные времена, в том числе благодаря бесценной шефской помощи, и сегодня находится на этапе бурного развития и соответствующей времени установленной боевой готовности.
По мнению руководства Мурманской области, командования Северного флота и Совета Ассоциации шефства над Северным флотом наступило время отчитаться о проведенной работе и продемонстрировать состояние кораблей и частей. А это значит – предметно заняться военно-патриотическим воспитанием молодежи в шефствующих над флотом субъектах России.
С этой целью был подготовлен и проведен I Межрегиональный слет команд от шефствующих регионов и городов России в «столице» Северного флота городе Североморске.

На боевых постах Заполярья

На слет прибыли команды из республик Ингушетия, Чувашия и Коми, Красноярского края и двенадцати областей России. Из самых дальних – Оренбургская. Прибывшие команды представляли в основном кадетские корпуса и школы. Их было большинство. Военно-патриотические клубы прибыли только из Тульской, Оренбургской, Вологодской и нашей областей. Одну команду из Воркуты направила местная организация ДОСААФ России. В основном команды были победителями оборонно-спортивных игр «Надежда России», «Зарница» и других.
Часть команд пригласили на подшефные корабли. Команда от Красногвардейской средней школы № 1 г. Оренбурга посетила атомную подводную лодку «Оренбург» в Оленьей Губе, а в городе Североморске вручила руководству Ассоциации и флота подарки с приглашением губернатора области Юрия Александровича Берга посетить Оренбуржье.
В месте базирования подвод­ного атомохода в Оленьей Губе команда оренбуржцев встретилась с земляками – подводниками-контрактниками, вручила передачи от родственников и подарки от местных администраций. Подводники провели экскурсию по гарнизону и кораблю.
Команда белгородцев с интересом слушала впечатления от встречи, так как после окончания строительства и государственных испытаний родной атомоход «Белгород» также будет базироваться в этой же Оленьей Губе.
Наша область была представлена командой морского военно-патриотического объединения детей и молодежи «Тайфун» – лауреата областной премии имени Героя Советского Союза генерала армии Н. Ф. Ватутина. Команды этого объединения – неоднократные победители областных гребно-парусных регат, спартакиад по морскому многоборью и военно-тактической игры «Равнение на Победу!». В этом объединении, в числе немногих по всей России, воспитанники готовятся, можно сказать, в трех сферах обитания: на земле, на воде и в небе. Кроме морской подготовки, многие воспитанники этого объединения совершают ежегодно по нескольку прыжков с парашютом.
Большую организационную работу по подготовке команды к слету провели руководитель Центра военно-патриотического воспитания областного Центра молодежных инициатив Валерий Фролов и начальник отдела по делам молодежи администрации Яковлевского района Алексей Липовченко.
«Тайфуновцы» на слете были очень популярны, можно сказать, в центре внимания, так как о содержательной и интересной работе по военно-патриотическому воспитанию на Белгородчине хорошо известно по всей России. Пришлось нашим ребятам рассказывать о системе подготовки и об участии в выездных мероприятиях – за пределы района, области и России. Причем они не просто рассказывали, но и показали видеофильмы и фотоматериалы.
Вместе с тем воспитанники объединения с интересом расспрашивали и других об особенностях подготовки в их кадетских корпусах и кадетских школах. Как оказалось, задача военно-патриотического воспитания у всех одна, а решается у каждого из приехавших по-разному. Много интересных форм и приемов деятельности. Есть что позаимствовать друг у друга для общей пользы.
Но основное все-таки – программа слета. Его организаторы постарались сделать все от них зависящее, чтобы показать, как за годы объединения субъектов Российской Федерации в едином строю шефства над Северным флотом корабли и части стали чистыми, ухоженными и гордо несущими Андреевский флаг, а флот вновь крепким и мощным.
Уровень строевой выучки к­оманды продемонстрировали руководству флота и Ассоциации на торжественном открытии слета на главной площади Североморска – Приморской у памятника моряку, названного Алешей. От команд – участниц слета с приветствием выступила воспитанница объединения «Тайфун» Аня Красношлыкова. Она выразила слова признательности за приглашение и торжественный прием руководством всех команд и возможность увидеть самый Северный флот.
Команды по очереди побывали, например, на атомном авианесущем корабле «Петр Великий», большом десантном кораб­ле «БДК-45», который совсем недавно возвратился из десятимесячного похода, в том числе и в Черное море. В заключение знакомства с кораблями ребятам была представлена отличившаяся в годы Великой Отечественной войны подвод­ная лодка «К 21», ставшая кораб­лем-музеем.
Еще не закончился осмотр кораблей, а на верхнюю палубу поднялись швартовые команды, которые стали заводить дополнительные швартовы по-штормовому. Флаги расцвечивания, поднимаемые на тросах по праздничным дням, пришлось спустить. Надвигался снежный заряд и шквальный ветер. В какие-то считанные минуты он достиг 35 метров в секунду. От внезапно налетевшего штормового ветра стали смещаться плавпричалы, а на причальной линии трудно было удержаться на ногах.
В таких условиях многие руководители команд растерялись. Вдруг ребята из команды ингушей (может, решили погреться) начали азартно танцевать лезгинку. В самый разгар танца старший сопровождающий дал команду перестать хлопать в ладоши, всем взяться за руки и плотной цепью начать движение по дороге в 8-й флотский экипаж. Так мы успешно преодолели трудный подветренный участок, а команды сразу же познали суровость северной погоды, которая, кстати, через пару часов снова восстановилась и стала вполне дружелюбной.
Во флотском экипаже нас разместили на ночлег. Раньше в этом экипаже прибывшие новобранцы-призывники проходили обучение, принимали присягу и получали первичные флотские специальности. Сегодня этот экипаж стал своего рода пересыльным пунктом: здесь принимают призывников, проверяют документы и медицинские показатели, а через день–два распределяют по кораблям и частям флота.
Команде объединения «Тайфун» удалось на несколько минут встретиться с земляками-белгородцами, убывающими для прохождения годовой воинской службы в береговые части обес­печения Северного флота. А в последующем во всех местах пребывания на флоте, при встрече с военными моряками задавали вопрос: «Белгородцы есть?». И практически везде земляки были. Проходил краткий обмен впечатлениями и новостями с Белогорья.
В соответствии с программой участникам слета удалось посетить музей Северного флота в Мурманске и музей авиации Северного флота в поселке городского типа Сафоново, а также первенец атомного ледокольного флота ледокол «Ленин», пришвартованный на вечную стоянку у причала Мурманского морского вокзала.
В культурной программе слета команды посмотрели концерт ансамбля песни и пляски и спектакль авторского коллектива драматического театра Северного флота. Характерно, что подобных театров флотского (армейского) масштаба не имеет ни одно соответствующее формирование в России да и в мире. Спектакль был посвящен героической судьбе подводника-североморца Магомеда Иматудиновича Гаджиева, который дал четкую формулировку предназначения экипажа подводной лодки в боевых условиях как уникального, где все либо побеждают, либо погибают. Это стало жизненным правилом для каждого подводника, где в службе мелочей нет и все подчиняется воле командира и обеспечению боеспособности корабля.
Самой впечатляющей стала поездка на четырех комфортабельных больших автобусах по заснеженному побережью Заполярья в бригаду морской пехоты Северного флота в поселке Спутник. Бравые парни продемонстрировали вооружение и боевую технику, обмундирование, индивидуальное питание. Очень эффектным и впечатляющим стало показательное выступление личного состава разведывательно-диверсионной роты с элементами рукопашного боя с оружием и без оружия. Подобного воспитанники не видели даже на стажировке в подразделениях воздушно-десантных войск. На скользком снегу, в полном зимнем обмундировании бойцы демонстрировали настоящие акробатические трюки при захвате часового.
Завершающей частью программы слета стало посещение Долины Славы – боевого рубежа обороны по устью реки Западная Лица в годы Великой Отечественной войны. Враг не смог преодолеть этот рубеж. На большом пространстве равнины среди заполярных сопок создан величественный монумент защитникам Советского Заполярья.
В последний вечер пребывания на слете мы порадовались за команду из города Ногинск Мос­ковской области: ей удалось посетить своих подшефных – экипаж большого противолодочного корабля «Адмирал Левченко». В экипаже служат 9 матросов из этого города, которым команда привезла подарки от родителей; командование корабля подписало текст договора о продолжении шефских связей, переданный от главы администрации города.
Опыт шефских связей, заключение договоров о шефстве, подготовка и направление призывников от своего региона представляют особый интерес и для Белгородской области, где фактически строится своего рода эскадра: подводная лодка «Старый Оскол», где командир – белгородец, надводный корабль «Адмирал флота Касатонов», над которым взяла шефство администрация Прохоровского района. Строятся атомоход «Белгород» и малый ракетный катер «Грайворон» – они тоже не останутся без шефов.
…После официального торжественного закрытия слета, как всегда, наступают минуты расставания, обмен адресами, сувенирами. На лицах и радость, и слезы. Безусловно, многое взято для внедрения у себя нового и передового.
Команда объединения «Тайфун» всю дорогу обсуждала возможность создания в своем городе Строитель на базе средней общеобразовательной школы № 2 морского кадетского корпуса. Надо воспитывать достойную смену. Ведь самый Северный флот стал не только сильным и мощным, он способен стать и Арктическим. Ему выпало на долю очередное испытание: обес­печить защиту самых протяженных рубежей России – заполярной границы по материку и океанской по линии государственной ответственности. С этой целью он выведен из состава Западного военного округа и получает статус самостоятельного округа.
После всего увиденного и услышанного есть полная уверенность, что флот эту государственную задачу выполнит успешно. А шефские связи с ним получат новый импульс.

Сегодня Яковлевский район – место большого сбора молодежных военно-патриотических объединений области. Здесь проходит учебная военно-тактическая игра «Равнение на Победу» на приз главы администрации района И. В. Бойченко. Она посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 50-й годовщине образования района.
Игра проводится в урочище «Маршалково» города Строитель, на базе муниципального Центра военно-патриотического воспитания детей и молодежи, подготовки к военной службе.
В числе тех, кто будет бороться за приз, и клуб «Тайфун», о котором, в частности, рассказывает сегодня на страницах «Белгородской правды» наш постоянный автор Н. С. Якубовский.

На снимке: 
посмотрите, как маршируют воспитанники клуба «Тайфун» – по строевой подготовке они уже не уступают военным морякам; память на всю жизнь – снимок у легендарного атомного ледокола «Ленин»; незабываемое впечатление оставила у «тайфуновцев» поездка в бригаду морской пехоты Северного флота.
Автор: 
Н. ЯКУБОВСКИЙ, председатель Белгородской региональной общественной организации «Морское собрание», капитан 1-го ранга.
№: 
055
Голосов пока нет
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

Купить картон огнеупорный mikizol.ru/products/mkrk-500/.

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла