Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

Радужные цвета белой глины

Радужные цвета белой глины

В Белгородском государственном центре народного творчества перед белгородцами с творческим отчетом «Гордимся славою Оте­чества родного!» выступили артисты и ремесленники Старооскольского городского округа.
По старой доброй традиции, установившейся с 2006 года, – начала «отчетов» муниципальных районов и городских округов Белгородской области – наши гости презентовали выставку декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства и концерт лучших творческих коллективов.

Старый Оскол (старое название – Казацкая слобода) по справедливости называют центром традиционных промыслов и ремесел. Огромные залежи белой глины давным-давно определили род занятий местных жителей – испокон веков здесь целыми с­емьями занимались гончарством. Развит здесь старинный промысел – глиняная игрушка, пожалуй, единственный исконно народный промысел, сохранившийся на белгородской земле.
Мастера Старого Оскола, по словам специалистов, вносят большой вклад в развитие декоративно-прикладного искусства нашей области; здесь существует четыре крупных объединения мастеров, работающих в самых различных жанрах.
Редкий по нынешним меркам промысел, ведущий свою историю с середины XVIII столетия, наряду с двадцатью сохранившимися российскими промыслами глиняной игрушки – Дымковской (Кировская область), Филимоновской (Тульская область), Романовской (Липецкая область), Хлудневской (Калужская область), Каргопольской (Архангельская область) и так далее, был безжалостно погублен на полвека в 30-е годы. Он был вымещен фаб­ричной игрушкой из целлулоида, дерева, жести и резины, но чудом выжил и был возрожден в 80–90-е годы XX века.
Сегодня старооскольские ремесленники-игрушечники с большим трепетом хранят и передают уникальное мастерство из поколения в поколение: семьи Лобынцевых, Шевченко, Валентина Пырьева, Сергей Комаров, Валерий Шевцов, Татьяна Шиян, Наталья Никишина и другие.
На выставке белгородцы сами попробовали лепить старооскольскую глиняную игрушку. На мастер-классе в руках народного мастера России (третьего с таким почетным званием в нашей области) Оксаны Рощупкиной произведения искусства рождались с молниеносной быстротой. Оксана Михайловна (ей 34 года) работает мастером в Старооскольском центре декоративно-прикладного творчества: расписывает деревянные изделия, занимается иконописью, создает керамические картины, лепит декоративные сосуды. «Известны 17 архаичных образов традиционной старо­оскольской глиняной игрушки: курочка, уточка, петушок, барашек, коровка, медведь, с­емья, Маня и Ваня, всадник (седоки и казаки), барышни и бабы и другие. А один из способов их лепки – «пирожок», – увлеченно рассказывала она участникам мастер-класса.
Лепке игрушки талантливая девушка научилась у супругов Лобынцевых (народных мастеров России), которые, в свою очередь, переняли тонкости чуть не погибшего искусства у потомственных игрушечниц – сестер Гончаровых.
«Если бы не Владимир Иванович и Татьяна Викторовна Лобынцевы и многие другие мастера, которые в 80–90-х пришли к сестрам Гончаровым научиться лепить игрушки, – рассказывала Оксана, – если бы потомственные мастерицы не открыли тогда двери всем желающим познать традиционные технологии изготовления глиняного чуда, если бы не известный московский коллекционер Михаил Никитин, который, интересуясь гончарством, в 1985 году разыскал Гончаровых и уговорил по памяти слепить и раскрасить пару игрушек (а ведь сестры, считайте, сорок лет не притрагивались к глине с тех пор, как игрушка спасла их от голода в годы Великой Отечественной войны)... Старо­оскольская глиняная игрушка не получила бы второго рождения спустя десятки лет. Не было бы и мастеров, бережно и трепетно передающих редкое мастерство другим поколениям».
Не только глиняная игрушка стала центром внимания белгородских зрителей – на выставке были представлены и другие жанры декоративно-прикладного творчества. Плетению из лозы можно было научиться у народного мастера Белгородской области Якова Рощупкина. Корзины, лукошки, подставки под горячее, хлебницы… Яков Петрович почти 20 лет плетет, наряду с тем что в рабочее время он пропадает на Оскольском электромеханическом комбинате. «Это древнейшее ремесло, – рассказывает он. – Умеют плести птицы, белки, даже рыбы… Идеален материал для плетения там, где с ним борются: вдоль железной дороги, под линиями электропередачи, на огородах: когда куст вырублен, он дает молодые сочные побеги».
Были здесь и работы Старооскольского театра для детей и молодежи – актеры показали белгородцам роскошные стилизованные костюмы из одноименного спектакля по мотивам повести И. С. Тургенева «Вешние воды». Это произведение станет премьерой творческого сезона этого года. В марте 2015-го этим спектак­лем откроется театр после реконструкции.
В праздничный день на сцене Белгородского государственного центра народного творчества выступили муниципальный ансамбль песни и танца «Завалинка», «народные коллективы» – вокальные ансамбли «Хорошее настроение», «Оазис», «АКРА», «Солнышко» и другие – в нескольких тематических блоках: эстрадном, фольклорном, военно-патриотическом…
В минувшем году старо­оскольцы «отчитались» последними. В 2015-м планируется пять творческих отчетов муниципальных районов и городских округов области.

Автор: 
А. ВОРОБЬЕВА. Фото С. ЛЫСЕНКО
№: 
005
Голосов пока нет
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла