Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

«С неотразимой мощью поёт вся Россия…»

В Белгородской государственной филармонии завершился III фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи», организованный при содействии Фонда развития классического музыкального искусства.
Шереметевский фестиваль этого года по предложению сопредседателя фонда архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна впервые стал монографическим. В преддверии 100-летия со дня рождения Георгия Свиридова (1915–1998) он был посвящен творчеству одного из крупнейших мастеров русской советской музыки ХХ века. Прозвучали произведения, наиболее полно представляющие творческое наследие Свиридова в жанрах вокально-хоровой, камерно-вокальной и симфонической музыки. Это «Поэма памяти Сергея Есенина» для солиста, хора и оркестра (1956); романсы и песни 30–60-х годов; симфонический «Маленький триптих» (1964) и музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (1974).

Фестиваль также впервые проходил в новом концертно-музейном формате: три его концерта сопровождались двумя выставками – выставкой портретной миниатюры XVII–XIX веков из собрания музея-усадьбы Останкино (Шереметевский дворец) и выставкой, посвященной Георгию Свиридову, в фойе Большого зала филармонии – из фондов курских музеев и коллекции племянника композитора музыковеда А. С. Белоненко, почетного гостя фестиваля.
Одной из главных «изюминок» фестиваля стала небольшая мемориальная пьеса Г. Свиридова «Памяти павших. Музыка к памятнику на Белгородско-Курской дуге». Созданная к 30-летию сражения на Курской дуге в 1973 году и записанная симфоническим оркестром Всесоюзного радио под управлением Владимира Федосеева, она звучала на мемориале вплоть до начала 90-х годов. Затем запись бесследно исчезла, и лишь чудом сохранившаяся в библиотеке Музфонда и найденная А. С. Белоненко, главным хранителем и пропагандистом творчества Свиридова, рукопись дала вторую жизнь мемориальному шедевру.
Не без гордости следует отметить, что музыка Г. Свиридова, зачастую требующая больших исполнительских сос­тавов, в концертах фестиваля в основном исполнялась силами белгородского симфонического оркестра под управлением Рашита Нигаматуллина и Дмитрия Филатова, камерного хора под управлением Елены Алексеевой, солисток Нины Стрижовой, Светланы Ломоносовой, Ирины Соколовой (фортепиано) – с минимумом приглашенных московских артистов: солиста «Новой оперы» Александра Скварко, солистов Большого театра Павла Черных и Анатолия Зайченко и известного актера театра и кино Валерия Баринова.
Хотя музыка Свиридова – постоянный гость на афишах Белгородской филармонии (вспомним хотя бы памятное многим исполнение пушкинской «Метели» народным артистом СССР Василием Лановым в сопровождении нашего оркестра), широкомасштабный фестиваль, посвященный Г. Свиридову, проводится впервые с марта 1968 года, когда в Курске и Белгороде проходили авторские концерты композитора – его крупные вокально-хоровые сочинения исполняли симфонический оркестр по управлением К. Конд­рашина и хоровая капелла под руководством А. Юрлова.
И сразу после того как музыка Свиридова впервые прозвучала в его родных краях, ее восторженно принимали на Западе – на фестивале в мае 1969 года во Франции изумлялись ее самобытной русской красоте. Французский музыковед Рене Гофман тогда писал: «В музыке Свиридова с неотразимой мощью поет вся Россия: Россия Киева и Новгорода, Москвы и Казани, города и деревни, Россия XIX и XX веков».
Космос свиридовской музыки необъятно широк, не­обыкновенно богат духовно и исполнен поистине непостижимой звуковой красоты. Свиридов отвергал в искусстве «несерьезность жизненных запросов», руководствуясь, как и Лев Толстой, тремя принципами подлинного искусства: свежесть чувств, ясность выражения, искренность.
Очень точно сказал о своем старшем современнике, духовном учителе и друге Валерий Гаврилин, чьи симфонические и вокальные произведения также прозвучали в концертах фестиваля: «Музыка Свиридова обращается не к человеческим инстинктам, где для восприятия не требуется ни напряжения, ни внутренней работы, ни культуры, ни мировоззрения. Она обращена к духовному началу в человеке и рассчитана на его духовный рост. Музыка Георгия Свиридова подобна прочному дому, который построили однажды, но жить в нем будут многие поколения, и он будет нужен всегда».

Автор: 
Н. СИНЯНСКАЯ
№: 
057
Голосов пока нет
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла