Когда бываешь на выставках декоративно-прикладного искусства народных умельцев Белгородчины, не перестаешь удивляться их мастерству. А ведь это не случайно: территория Белгородчины – своеобразный исторический перекресток, где в течение столетий жило множество наций и народностей, что и отразилось на их творчестве.
Изделия белгородских ремесленников широко поставлялись на юг России: в Полтавскую, Екатеринославскую, Херсонскую губернии. А в 1788 году на знаменитой ярмарке в Харькове бойко шел торг даже коврами, изготовленными нашими земляками.
Но побывайте на фестивалях славянских народов в Хотмыжске или Холках. И первое, что бросается в глаза, – великое разнообразие народных поделок. Глаза разбегаются от рукотворных чудес. А это значит сохранили, а то и приумножили знания и умения предков.
Сразу три студента кафедры декоративно-прикладного искусства факультета «Дизайн» БГИИКа в этом году стали лауреатами премии «Молодость Белгородчины». Такого успеха, по-моему, они сами не ожидали. Вывод напрашивается сам собой – народное искусство в надежных руках.
Одним из лауреатов премии стала студентка шестого курса Наталья Плохих. С какой теплотой она вспоминает своего первого учителя Грайворонской школы Надежду Ивановну Корнилову, преподавателя изобразительного искусства. С той поры, как Наташа увидела ее хохломскую роспись и «Птицу Сирин» на деревянном панно, потеряла покой. И не было большей у девчонки мечты, как сделать что-либо подобное. А ее терпение в учебе стало тому подмогой. Сегодня детская мечта сбылась – учитель по достоинству оценила мастерство Натальи.
Обе бабушки Наташи мастерицы: вяжут, шьют. И не забывали свое умение внучке передать, тем более что в ее лице находили способную ученицу.
Наташа с трепетом вспоминает, как перебирала бабушкины сундуки: все хранящиеся там вещи были обвязаны затейливыми старинными узорами. Что-то подобное она увидела в музее народного творчества. Вот так и тянулись к свету ростки таланта девушки.
Родители Натальи (папа военный, мама медработник), заметив склонности дочери, даже
и не пытались предложить ей другой жизненный путь. Хотя школу она окончила с
медалью и перед ней открывались практически все пути, выбор был сделан – институт
искусств и культуры.
Роспись по дереву и металлу стала главным направлением в творчестве студентки. Хотя в лабораторной мастерской института немало времени уделяла керамике, металлообработке, станковой скульптуре, витражному стеклу.
Дома, в уютной тишине, много времени она просиживает за мольбертом – портретная живопись – еще одно увлечение Наташи. Посещение в Санкт-Петербурге Русского музея, где впервые увидела оригиналы Серова, Репина, Крамского, тоже дало свои плоды. С живописными работами Наташа выставлялась даже на областной молодежной выставке и межрегиональной: «Взгляд женщины», где отбор работ был очень жесткий.
На столе в институтской мастерской я разглядываю работы Наташи Плохих: расписные цветастые подносы, роспись на деревянных шкатулках, ярко-красную набойку по ткани.
И с сомнением поглядываю на автора – неужели все сама сделала? Вспомнил жостовские расписные подносы – чем эти хуже?
– Я не стараюсь слепо копировать хохломскую, городецкую, северодвинскую роспись, – говорит Наташа. – Каждый художник мечтает о самовыражении. Но существуют и традиции. Я надеюсь, что в недалеком будущем заговорят и о нашей, белгородской традиции в росписи по дереву и железу. Как, к примеру, говорят о старооскольской глиняной игрушке, борисовской керамике. Все предпосылки есть – в институте все делается для этого. Здесь даже создано творческое предприятие «Арт-декор», целью которого является привлечение к народному искусству молодежи.
Кстати, институт Наталья Плохих заканчивает с красным дипломом и скоро уже будет преподавать в родной альма-матер свои любимые дисциплины.
Вот такая удивительная временная цепочка образовалась: от бабушек, которых Наташа назвала хранительницами, до будущих Наташиных же студентов.
Да не порвется она со временем!
- Добавить комментарий
- 4872 просмотра
- Страница для печати