Позвольте побрюзжать немного завсегдатаю областных августовских педсоветов... Определенно, чем дальше наша сфера образования продвигается вперед по линии реформирования и модернизации, тем длиннее и непонятнее становятся речи главных ее реформаторов: «Новый учитель должен учить детей деятельности, но это означает, что и самого учителя должны готовить в системе деятельности так, чтобы он умел конструировать и направлять процесс формирования детских компетенций»!..
А раньше начальник облоно выходил на августовскую трибуну и рассказывал – в такой-то школе крыша течет или дети учиться не хотят. И педагогическое сообщество соборно решало, как преодолеть проблемы. Теперь все проблемы отечественной педагогики решаются в кабинетах где-то очень наверху, и потому вместо БРИПКППС у нас будет БРКНОППО. А вместо старых добрых уроков и лекций – «системно-деятельностное образование». Просто хочется возопить вслед за булгаковским профессором Преображенским – ну нету таких слов в календаре! То есть в русском языке...
Однако, проштудировав еще раз материалы августовской областной педагогической конференции, уже выложенные в Интернет, понимаешь: тема на ней была затронута очень важная, хоть и на «птичьем» языке современного чиновника. В системе подготовки педагогических кадров не области даже – всей страны – серьезный кризис. Президент В. В. Путин дает поручение о предоставлении программы модернизации педобразования на 2012–2013 годы в целях повышения его качества. Соответствующая программа готовится сейчас по заданию временно исполняющего обязанности губернатора Е. С. Савченко и на областном уровне.
– Перед нами сегодня стоит большая задача – модернизировать саму профессиональную подготовку учителей, привести ее в соответствие с современными требованиями. Учитель должен обучать и воспитывать, быть включенным в систему непрерывного самосовершенствования, – сказал в своем выступлении на главном педагогическом собрании области Е. С. Савченко.
Сегодня в нашей области немало делается для повышения престижности профессии учителя. Действуют целевая программа развития образования области на 2011–2015 годы, долгосрочная целевая программа строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов социальной сферы. Из федерального и областных бюджетов в отрасль вкладываются немалые деньги: в прошлом году учреждения общего образования получили на свое переоснащение 245 миллионов рублей, в текущем софинансирование составит уже 657 миллионов. По итогам федерального мониторинга оценки населением результатов деятельности органов исполнительной власти в сфере образования Белгородская область на 4-м месте в РФ за 2010 год (рейтинг публикуется с опозданием на год, и за 2011 год цифр пока нет), а по показателям результативности органов образования – на 1-м месте. Средняя зарплата учителей в регионе повысилась до 21189 рублей. Власти стремятся помочь педагогам в решении жилищных проблем через программы «Учительский дом», «Ипотека для учителя», конкурс «Я – будущий учитель».
Но факт остается фактом: лишь 20 процентов от выбравших педагогическую специальность студентов сознательно ориентированы на профессию. А 80 процентов привлечены лишь низким проходным баллом по ЕГЭ и получением заветной «корочки».
– Болезненным остается вопрос о качестве абитуриентов, поступающих на педагогические специальности БелГУ, – откровенно говорил начальник департамента образования, культуры и молодежной политики области Ю. В. Коврижных. – Приходят, и это не секрет, зачастую «троечники». И получается «порочный круг»: от слабого абитуриента, который становится слабым студентом, – к выпуску «никакого» учителя, который, в свою очередь, доводит ученика до уровня слабого абитуриента либо «никакого» работника...
По независимым и официальным исследованиям, главное противоречие современной школы – это неготовность педагогов к реализации образовательного стандарта нового поколения, так называемого ФГОСа. ФГОС принят и уже действует в начальной и – экспериментально – в основной школе, а учителя, даже и прошедшие спецподготовку по преподаванию в новом «системно-деятельностном» режиме, продолжают работать по старым канонам. (То есть рассказывают детям о законе Архимеда так, как повелось исстари: «Тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько...» и т. д., подкрепляя рассказ наглядным опытом, вместо того чтобы наоборот – показать детям опыт с шариком в воде, и пусть они сами архимедствуют, выводя из увиденного закон).
Лично я не понимаю, что плохого в старой советской системе образования, давшей миру нобелевских лауреатов Алферова и Ландау, но нынешние ФГОСы действительно запрещают учителям давать сумму знаний, требуя лишь подталкивать детей к поиску этих знаний. Педагоги в растерянности – в лабораториях чего-то напридумывали, а ты тут мучайся.
Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн в тему рассказал на конференции анекдот об учителе, который жалуется после урока в учительской: «Ну что за дети пошли! Я ему раз объяснил – не понимает! Второй раз объяснил – не понимает! В третий раз объяснил – сам понял! А он – не понимает!!!».
Однако кроме ФГОСов у белгородской сферы образования есть и другие неприятности. Несмотря на некоторый прирост молодых кадров, количество педработников со стажем более 20 лет составляет в школах 56,6 процента, а работающих пенсионеров – 13,4 процента. В отрасли дефицит педагогов – выпуск молодых специалистов хотя и перекрывает потребность, но реально-то в школу приходят всего 50 процентов выпускников.
Молодая учительница из Томаровки Т. А. Ладных, победительница конкурса «Педагогический дебют», подняла в своем выступлении проблему актуальную, свежую, но решаемую не так просто, как кажется на первый взгляд. Молодым учителям, недавно пришедшим в школу, говорила она, необходима на первых порах помощь более опытных педагогов, может быть, даже психологическое сопровождение. Словом, школа наставничества.
Эту же тему продолжила, уже делясь наработками, и директор Старооскольского городского института усовершенствования учителей С. Н. Востокова. В Старом Осколе уже действует сетевая модель методической службы, с помощью которой учитель в любой момент может получить ответ на свой вопрос, воспользоваться чужим опытом, не дожидаясь запланированных по графику семинаров. Учитель имеет право на профессиональную переподготовку раз в пять лет, говорила Светлана Николаевна, но гораздо эффективнее повышать квалификацию педагога на стажировочных площадках в лучших школах и педучилищах, нежели, как это делается сегодня, через региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов...
Говорилось на конференции о недостаточности педагогической практики у нынешних студентов-педагогов и необходимости в этой связи создать в школах педагогические классы для профориентации детей, вернуться к педагогическим отрядам, десантам прежних лет, с помощью которых будущие педагоги непосредственно входили во вкус выбранной профессии...
«Нужно непрерывное образование педагога, – говорила с трибуны и директор Старооскольского педагогического колледжа Т. П. Беликова, – нужен креативный, гибкий в мышлении, готовый работать в инновационной среде педагог! Необходимо также создать в школах кабинеты педагогической практики, педагогические лаборатории по распространению лучшего опыта. Хорошее предложение – создать в вузах педагогическую интернатуру».
Начальник отраслевого департамента Ю. В. Коврижный поделился в этой связи предложениями рабочей группы по разработке программы модернизации педобразования. Должна быть радикально изменена система повышения квалификации действующих учителей. Педагог будет непрерывно «учиться учить», обогащая свой опыт на базе стажировочных площадок в лучших учебных заведениях области или дистанционно (по примеру старооскольцев). Министерство образования и науки РФ предлагает создать 3 центра передового непрерывного педагогического образования на федеральном уровне и 25 – на региональном. И успехи белгородской сферы образования дают основание надеяться, что Москва поддержит предложение создать подобный центр именно в Белгороде. Вместо Регионального института повышения квалификации департамент предлагает создать координирующий всю работу по модернизации педагогического образования Белгородский региональный комплекс непрерывного опережающего профессионального педагогического образования (вышеупомянутый БРКНОППО).
Но возвращаюсь к проблемам. Педагоги соглашаются, что молодому учителю действительно нужен наставник. Но кто же им может стать, если в школах подавляющее число педагогов не имеют опыта работы по новому стандарту, они обучены по-другому и всю жизнь работают так, как их учили десять, двадцать лет назад? Да и сотрудники отраслевого института повышения квалификации, по сути, не более знакомы с ФГОСами, чем их «переквалификацируемые».
Я называю институт по-старому, потому что не только в докладах непереносима для уха аббревиатура БРИПКППС, но и в любых текстах. Хочется даже выйти на департамент с просьбой – ну упростите вы название своего института, сделайте его более удобоваримым для воспроизведения! В конце концов, вернитесь к прежнему названию – институт усовершенствования учителей! Может быть, это положит начало возвращению к нормальной русской речи в устах педагогов-ученых и педагогов-практиков и как результат к большей ясности – чего же мы хотим от образования сегодня? Авось и педагог из анекдота поймет, чему он должен учить детей.
- Добавить комментарий
- 5778 просмотров
- Страница для печати