Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

Даже со спины узнаваем

Дирижер – профессия уникальная. Даже в мире музыки, владея инструментальной техникой, он стоит на подиуме особняком, как на капитанском мостике. Повинуясь зачастую весьма экспрессивным жестам капитана-дирижера, оркестр уверенно движется по нотному морю.
На дирижерском подиуме руководитель оркестра стоит спиной к залу и лицо его видно зрителю недолгие мгновения, но притом дирижер всегда индивидуален и узнаваем. Исполнительская манера дирижера – тема отдельная. Каждое его выступление превращается в маленький спектакль. Для управления оркестром дирижерская палочка совсем не обязательна, многим достаточно рук, а иногда используется пластика всего тела. А ведь еще есть выход на сцену под аплодисменты публики, непременный галантный поцелуй ручки крайней в первом оркестровом ряду исполнительницы, жест в сторону оркестра – мол, все, что вы услышали, это в первую очередь заслуга музыкантов.

Даже со спины узнаваем
Правда, целование рук подходит не каждому дирижеру, сегодня в этой, казалось бы, сугубо мужской профессии немало женщин, в чем белгородцам представился случай убедиться. Строгому классическому фраку иные предпочитают расшитые золотым галуном мундиры «адмиралов» музыкальных морей, если продолжать пользоваться флотской терминологией. А когда десятки дирижеров сменяют друг друга на сцене, происходящее действо становится незабываемым ярким шоу, не зря же организаторы концерта, прошедшего в Белгородской филармонии, назвали его парадом.
Зрелище действительно достойно самого взыскательного вкуса, но неужели три десятка ведущих дирижеров оркестров русских народных инструментов со всех уголков России и даже сопредельных стран собрались в Белгороде, чтобы посоревноваться в управлении региональным оркестром, чего, конечно, наши исполнители достойны?!
На самом деле парад дирижеров стал только кульминацией организационной конференции общественной организации Некоммерческое парт­нерство «Ассоциация дирижеров профессиональных оркестров народных инструментов Союза концертных деятелей Российской Федерации».
Казалось бы, вполне благополучное положение дел в таком направлении, как профессиональная деятельность оркестров народных инструментов, таит в себе немало подводных камней. Именно накопившиеся проблемы стали причиной создания ассоциации, и в первую очередь – отсутствие единой федеральной политики в этой сфере. Даже в Минкультуры России отсутствуют данные о количестве таких оркестров, и первым делом партнерства дирижеров стало создание реестра музыкальных коллективов.
Статус оркестров, ансамб­лей, исполнителей на народных инструментах по сравнению с представителями академических жанров весьма невысок и становится все менее престижен. Это заметно по уменьшающемуся числу любительских оркестров: сегодня обучать детей игре на народных инструментах бесперспективно, считают многие родители.
Заслуженный деятель культуры РФ Евгений Алешников (Белгород) полагает, что разницы между академическими и народными музыкантами нет, эта грань давно уже стерта. Подготовка исполнителя на народных инструментах требует такого же времени и усилий, как и академического направления, то есть семнадцати лет – от музыкальной школы до аспирантуры, но вот положение их значительно различается и в статусе, и в оплате. Исторически сложившаяся ситуация, когда от народного исполнителя образования вовсе не требовалось, дает о себе знать и в наши дни. Производство народных музыкальных инструментов баснословно дорого и потому не слишком-то развивается. А с некоторых пор в подготовке народников исчезла специализация дирижер. На коммерческой основе – пожалуйста, в качестве второго образования.
Немало трудностей и с репертуаром. Все эти проблемы решить поодиночке, сидя дома, просто невозможно. Своим видением роли и места оркестров народных инструментов в национальной культуре России поделились и заслуженный артист РФ Рамил Гайзуллин, и заслуженный артист РФ Владимир Карпенко (Элиста).
Словом, у ассоциации задач немало.
Белгород, естественно, для организационного совещания выбран не случайно, здесь есть что посмотреть и есть чему поучиться в отношении сохранения культуры, считает председатель ассоциации, заслуженный артист РФ петербуржец Игорь Тонин, а заслуженный деятель культуры РФ Крикор Хурдаян (Ростов-на-Дону) назвал белгородскую филармонию храмом музыки.
Итогом конференции дирижеров стало обращение к органам власти, в котором подчеркивается острая необходимость разработки концепции сохранения и развития профессионального оркестрового исполнительства на народных инструментах.
Принимали это обращение профессионалы, в чем белгородские любители искусства смогли убедиться, посетив парад дирижеров. Классические «Картинки с выставки» Мусоргского и произведения современных авторов вызывали овации переполненного зала.
Особенно тепло встретили слушатели выступление народного коллектива «Воронежские девчата». Словом, народные оркестры народом востребованы, только вот в обозримом будущем сумеем ли мы сохранить их в количестве, достаточном для такого вот парада? И не станет ли при существующем положении дел этот парад последним?

На снимке: 
дирижирует Владимир ОСИПОВ (Брянск).
Автор: 
А. ЖИХОВ. Фото автора
№: 
012
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (7 голосов)
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла