В стране обсуждается проект Стратегии пенсионного развития, который наделал немало шума. Несмотря на то, что разъяснение причин очередной модернизации пенсионной системы в СМИ публикуются и озвучиваются регулярно, вопросы, тем не менее, возникают. На некоторые из них редакция попросила ответить управляющего ПФ РФ по Белгородской области Д. В. ХУДАЕВА.
– Дмитрий Васильевич, каковы главные цели очередной пенсионной реформы?
– Коренным образом пенсионная система у нас в стране реформирована в 2002 году. В основу ее был положен страховой принцип и введена система учета пенсионных прав каждого работающего. Но прошедшие 10 лет показали, что система себя не оправдывает: отмечается финансовая несбалансированность бюджета Пенсионного фонда, нет достаточных страховых источников для поддержания в дальнейшем размера пенсии на социально приемлемом уровне, не решен вопрос с льготными пенсиями. Кроме этого, накопительные пенсии индексируются вдвое меньше, чем пенсионные права тех, кто накопительной части не имеет. Это одна из причин реформирования.
Вторая заключается в том, чтобы привязать размер пенсии к отработанному стажу, это позволит избежать уравниловки, заинтересовать граждан в более продолжительной работе. Сейчас для права на пенсию по старости достаточно иметь стаж пять лет.
Речь не идет о том, чтобы ухудшить чьи-то пенсионные права. В основу концепции положить принцип – пенсия не должна быть меньше, чем в старой системе. Не ломать старую, а усовершенствовать действующую модель.
– Не произойдет ли увеличение сроков выхода на пенсию, останутся ли «списки» льготников?
– Возраст выхода на пенсию однозначно не будет увеличен. Необходимо вводить стимулы для тех, кто, достигнув пенсионного возраста, продолжает трудиться. Сейчас таких стимулов нет. И «списки» останутся, но планируется обязать работодателя платить за тех, кто действительно работает на вредном и опасном производстве – металлургов, угольщиков, химиков, дополнительные страховые взносы. Либо улучшать условия труда, модернизировать и автоматизировать рабочий процесс, проводить переаттестацию рабочих мест, либо производить отчисления за этих работников в корпоративную пенсионную систему.
– В СМИ просачивается информация о том, что образующийся дефицит в Пенсионном фонде – «Бермудский треугольник». Никто не знает, куда и в каком количестве исчезают деньги, почему их постоянно не хватает, а государство закрывает на это глаза. Что бы вы предложили в такой ситуации?
– Начну с того, что дефицит бюджета напрямую зависит от демографической ситуации. Сегодня соотношение работающих в 1,6 раза превышает численность пенсионеров. А в отдельных регионах, в том числе и в Белгородской области, это соотношение один к одному. Оптимальным оно считается, когда на одного пенсионера приходится минимум три работающих. Другая проблема – в совершенствовании тарифной политики. Это и перераспределение накопительного элемента, и увеличение тарифа для самозанятого населения и так далее. Кроме того, считаю одной из важнейших задач – обеспечение контроля за полнотой поступления страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда.
Я бы лично ввел уголовную ответственность для тех, кто не платит страховые взносы в Пенсионный фонд, а зарплату работникам (нередко весьма приличную) выплачивает в конвертах. Из существующих более 16 видов обязательных налоговых платежей и взносов только один – страховые взносы в Пенсионный фонд – имеет персонифицированный характер. Мы их сразу разносим на лицевые счета. Это деньги конкретного человека. Они не исчезают и могут контролироваться самим гражданином.
Еще бы я обязал работодателей вначале уплачивать страховые взносы и лишь потом выдавать зарплату. Говорить о нормальных пенсиях при таких работодателях, которые подолгу не платят страховые взносы, не приходится. Есть районы, в которых даже за бюджетников – учителей и врачей – не платят. И мы с такими боремся.
– Успешно?
– Выставляем требования, в суды ходим, сотнями, тысячами шлем письма, публикуем и озвучиваем в СМИ. Наша область по сравнению с другими выглядит, можно сказать, более благополучно, но стопроцентной оплаты нет. А этого надо добиваться. Повторяю: от страховых взносов зависит размер пенсии.
– Для работающих пенсионеров реформа не готовит потрясений?
– Я уже говорил, что потрясений не будет ни для кого. Работающих пенсионеров, если и коснется реформа, то в лучшую сторону. Ежегодно первого августа им производится беззаявительная корректировка пенсии. Пенсии как начислялись, так и будут начисляться до первого января 2014 года. Переход будет плавный. Сохранятся индексации пенсий. В 2013 году для трудовых пенсий запланировано две: с первого февраля на 7% и с первого апреля – на 3,3% и с первого апреля на 5,1% – для социальных пенсий.
Что бы хотелось отметить, пользуясь случаем. Как правило, люди обращаются к нам тогда, когда срок пенсии уже подошел. Приходить к нам надо заблаговременно, за год, а то и за два до выхода на пенсию. Трудовые книжки никто пока не отменял, но, к большому сожалению, информация в них порой не соответствует тем отчетам, которые представляют нам работодатели, либо имеются не оговоренные исправления, ошибки в записях, а все это влияет в конечном итоге на размер пенсии. В таких случаях требуется дополнительная проверка и уточнения. Порой для льготной пенсии не хватает месяца, двух–трех дней... Вот и приходится сожалеть: «Если бы я знал раньше!». Если человек заблаговременно обращается, назначение пенсии происходит в течение десяти дней; в других случаях, когда нужно дополнительное время для уточнения, предоставления недостающих документов, может затянуться до трех месяцев. Поэтому каждый должен знать: приходить в Пенсионный фонд с документами для назначения пенсии надо заранее.
Время летит быстро, и каждый должен знать, из чего будет состоять его пенсия и как на ее размер можно повлиять уже сейчас.
- Добавить комментарий
- 7524 просмотра
- Страница для печати