«…В свое время мы сильно дрались и боролись за то, что закон о КГН (консолидированная группа налогоплательщиков) – это форма неправильного распределения налогов. Мы первые эту тему в России подняли. Нас больно это ударило. Но мы не находили понимания. Нас не слышали. Когда я ездил в Минфин, то от меня шарахались: «Ты ничего не соображаешь!». Евгению Степановичу говорили: что вы нам здесь рассказываете, есть глобальные вопросы… А сейчас мы уже за КГН! Теперь нам это выгодно. Хотя все будет окончательно ясно осенью…».
Еще о КГН, других дискуссиях с Москвой, о сильных и слабых сторонах бюджета, участи «свободных художников» – о многом важном и интересном рассказал на встрече с журналистами заместитель губернатора, начальник департамента финансов и бюджетной политики области В. Ф. БОРОВИК.
Поскольку депутаты нашей Думы утвердили исполнение областного бюджета за минувший год совсем недавно (то есть тема эта свежая), Владимир Филиппович и начал пресс-конференцию именно с оценки достигнутых финансовых параметров.
– Мы добились главного, – сказал он, – не нарушили соотношения расходов и доходов. При этом выполнили абсолютно все заложенные в документе социальные обязательства. И одновременно сумели сократить дефицит бюджета с 9,5 миллиарда рублей (таким он был на конец 2013 года) до 995 миллионов по итогам 2014 года.
Чем не «чудо»? Но как его объяснить? Ведь год был отнюдь не сказочным – кризис, санкции, спад производства…
– Мы добились небольшого прироста доходов, – продолжил Владимир Филиппович, – и это однозначно хорошо. А еще мы сократили наши расходы.
И сей момент спорный. Даже тревожный. Экономить пришлось, простите за невольный каламбур, на поддержке экономики: в 2014 году по сравнению с 2013-м целых десять миллиардов рублей недополучили дорожная отрасль, капитальное строительство…
Выводы?
В. Ф. Боровик:
– Мы должны понимать, что если бюджет области превратится в простое финансирование социальных сфер, только в поддержку бюджетников, то это будет еще один орган социальной защиты населения. Бюджет без развития – не бюджет.
И есть старое, как мир, решение проблемы: каждый рубль нужно тратить эффективно. Но главное – наращивать доходы.
Нельзя не верить начальнику департамента финансов: его ведомство не сидит сложа руки.
– По всем видам доходов показатели выполнены – по акцизам, налогу на доходы физических лиц, имущественным платежам, – перечисляет В. Ф. Боровик. – Но есть одна позиция, по которой мы проигрываем, – это налог на прибыль.
Проигрываем из-за «злосчастной», по выражению собеседника, КГН… Как только федеральный закон о консолидированной группе налогоплательщиков вступил в силу и налоги на прибыль Стойленского ГОКа стали поступать в Липецкую область, мы в миллиардах (!) начали считать убытки. Владимир Филиппович, будто таблицу умножения, наизусть говорит:
– По 2012–2013 годам не поступившая от горно-металлургического комплекса прибыль (тут есть и рыночная составляющая: цена на металл упала) реально составила 8–9 миллиардов рублей. А за один прошлый год потери выросли еще почти до пяти миллиардов. Может быть, для какого-нибудь другого региона, скажем, Саха-Якутии и Ханты-Мансийска, такие деньги – не провал в бюджете. Как в песне поется: «Отряд не заметил потери бойца». Но не для Белгородчины.
Впрочем, о КГН сегодня уже можно говорить с некоторым облегчением. Как о страшном сне…
Ведь если еще вчера область была вынуждена кланяться и просить положенное, словно милостыню, то теперь потери нашего бюджета, в которых мы не виноваты, «общепризнанны».
– Скажу откровенно, – делится подробностями В. Ф. Боровик, – большую помощь в этом вопросе мы получили от Совета Федерации и лично Николая Ивановича Рыжкова. Вместе с Евгением Степановичем Савченко они «пробили» все углы, кабинеты и вышли на уровень государственного значения. Четыре миллиарда рублей компенсации за 2012–2013 годы регион получил. Но мы опять боремся. И очень надеемся, что нам возвратят наше и по прошлому году. По крайней мере, обещают. Раньше не обещали…
И еще одна, без преувеличения, стратегически важная победа на «площадке» КГН.
В. Ф. Боровик:
– В декабре прошлого года «Металлоинвест» зарегистрировал форму налогообложения как консолидированную группу налогоплательщиков с центром ОЭМК. С перераспределением налога на прибыль. И… с соответствующими потерями для Курска: из их бюджета «уйдет» Михайловский ГОК.
– Курские депутаты отреагировали на новость единым фронтом, – продолжает Владимир Филиппович, – убедили всех, кого можно. Хотя регистрация состоялась, решение – кстати, по всем новым КГН – отложено и заморожено… А мы сейчас развернулись ровно на 180 градусов, ратуем за КГН! – с задором признался В. Ф. Боровик, и журналисты в ответ дружно заулыбались. – Но если серьезно, осенью будет ясно, как решит коллизию российское правительство.
А вообще, газетного места не хватит, чтобы рассказать о всех инициативах белгородских финансистов «по исправлению и дополнению федерального законодательства».
Один лишь пример. По словам В. Ф. Боровика, регион «хотел бы» установить налог на прибыль для сельхозпроизводителей. Сейчас аграрии от него освобождены, и это с позиций сегодняшнего дня уже «неправильно».
– Мы вложили немало бюджетных средств в поддержку и развитие отрасли, – объясняет свою позицию начальник финансового департамента. – Строили дороги, подключали сети, предоставляли землю…
И замечательно, что деньги не ушли в песок.
– По итогам 2014 года, – приводит статистику Владимир Филиппович, – предприятия АПК получили 42 миллиарда рублей прибыли. Это пятая часть от всей прибыли в области.
Пора долги и отдавать.
– Почему бы не ввести налог на прибыль в тех регионах, – задается риторическим вопросом В. Ф. Боровик, – где сельхозпроизводители уже крепко стоят на ногах? А где дела плохи – пусть растут, развиваются. Это – во-первых.
А во-вторых, ставка налога не должна быть твердой. Москве нужно обозначить лишь примерный «коридор», чтобы та или иная область сама, по ситуации, «регулировала процесс». Ставка в десять процентов, по мнению главного финансиста Белгородчины, была бы комфортной. Казна области дополнительно получила бы за минувший год четыре миллиарда рублей дохода.
«Но столица скорее «против», чем «за», – открыл все карты собеседник. Министерство сельского хозяйства не готово дать в обиду никого из своих – ни процветающий холдинг, ни отстающую ферму.
– Их где-то можно понять, – прагматично соглашается В. Ф. Боровик. – Действительно, высок искус, особо не разбираясь, «впарить» на местах налог всем. Так что в ближайшие два–три года система, наверное, меняться не будет. Однако, надеюсь, здравый смысл когда-нибудь возьмет верх.
– По закону я как госслужащий не имею права критиковать и даже комментировать решение вышестоящих органов. Но как гражданин я выскажусь, – удивляет, держит в тонусе представителей СМИ Владимир Филиппович. – Есть федеральный закон об освобождении от налогообложения движимого имущества. И как вы думаете, – обращается он к нам, – что такое движимое имущество?
– Ну автомобили, – предполагаем нестройным хором.
– А не хотите прокатный стан на ОЭМК? Теоретически его можно разобрать и передвинуть. И на этом основании он не попадает под налогообложение. А стан дорогой, новейший – не чета какому-нибудь зданию с его амортизацией. Но компенсаций нет, – как гражданин (и, конечно, как профессионал) печалится Владимир Филиппович. – Мы, разумеется, стараемся донести до верхов свое видение. Через депутатов, например. Но не всегда наши предложения находят поддержку. Они, как правило, принимаются в интересах большинства, а мы порой оказываемся в меньшинстве, – заключает В. Ф. Боровик.
Впрочем, достаточно о гипотетических вариантах роста собираемости налогов. Реальные успехи, пусть и скромные, тоже есть. И, что особенно важно, резервы налицо: борьба с «серыми» зарплатами, расширение базы налогообложения…
В. Ф. Боровик:
– Раньше мы не так обращали внимание на зарплаты в конвертах, думали: люди работают, и ладно. А сейчас подсчитали, что от теневых схем не получаем порядка шести миллиардов рублей ежегодно.
И о базе налогообложения рассказал собеседник подробно.
Не секрет: недобросовестные собственники зачастую сдают в аренду те же объекты торгово-финансового назначения по совершенно нереальным ценам: десять, сто рублей за квадратный метр при рыночной конъюнктуре как минимум 400 рублей. Классический уход от налогов. Но если зафиксировать арендные расценки, исключить возможность для махинаций при составлении договоров аренды, то все это самым благоприятным образом скажется на притоке денег в бюджет.
Однако и это не все. Проведена, наконец, работа, в результате которой картина стала наглядной, точной: в области, оказывается, почти 80 тысяч человек трудоспособного возраста официально нигде не работают. Этакие свободные художники, предлагающие свои услуги по ремонту, строительству и прочее либо в сети Интернет, либо вовсе в объявлениях на фонарных столбах. Но с чего они решили, что вправе не платить налоги?
Кстати, специальная комиссия, «помогающая» неплательщикам спать спокойно, в области уже создана – по девяти направлениям, результаты есть, и возглавляет ее – вы не ошиблись – В. Ф. Боровик.
…Итак, доходная часть областного бюджета на 2015 год прогнозируется в размере 59 миллиардов рублей. Это больше, чем в минувшем году. В наши-то нелегкие времена…
Вот любопытство журналистов и возобладало: на чем строится уверенность, что планируемые деньги будут и по факту собраны?
– Исходим только из реалий, – ни на мгновение не засомневавшись, ответил В. Ф. Боровик. – Ничего не выдумываем и не приукрашаем. Финансовая политика обязана быть консервативной. Фантазии в ней исключены. Иначе расплата будет сумасшедшей. Ведь это на бумаге – ряды и колонки цифр. В действительности за ними – живые люди, сотни тысяч людей стоят…
- Добавить комментарий
- 5261 просмотр
- Страница для печати