РУССКИЙ авангард начала двадцатого века – самая знаменитая страница истории искусства, которую Россия подарила миру, говорит сопредседатель Европейского культурного клуба Ирина Стежка (Германия). Уже второй раз Ирина привозит в Белгородский государственный художественный музей свои коллекции графики – в прошлом году это был Марк Шагал, а теперь – Лев Бакст, русско-французский художник еврейского происхождения, прославившийся эскизами к балетам «Русских сезонов» Сергея Дягилева.
Париж был в упоении от восточной яркости красок декораций и костюмов Бакста, художника начали наперебой приглашать в знаменитые модные дома создавать одежду для самых известных модниц. А в конце жизни Бакст занялся и дизайном тканей.
Многие костюмы знакомы балетоманам по... современным постановкам. Эскизы Бакста и сегодня широко применяются для постановок Большого театра, балетных трупп США и Европы – созданную художником красоту трудно превзойти...
Сорок девять графических листов, представленных на выставке, – это цветные гелиогравюры, созданные Бакстом по инициативе его друга, писателя и художника Жака Кокто. Старомодная техника с применением желатиновых пластин и росписи через трафареты-пошуары позволила качественно тиражировать эскизы и сохранить их для поклонников искусства. Графика Бакста – это не просто костюмы, а законченные произведения, нередко являющиеся портретами известных русских танцовщиков – Тамары Карсавиной, Иды Рубинштейн, Вацлава Нижинского. Художник передал в них хореографическое экспериментаторство «Русских сезонов», смелую пластику и экспрессию танцовщиков балетмейстера Михаила Фокина.
Графика Бакста увековечила такие легендарные балетные постановки начала двадцатого века, как «Шехерезада» Н. Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Стравинского, «Дафнис и Хлоя» М. Равеля, «Нарцисс» Н. Черепнина, «Клеопатра» А. Аренского и другие. Они способствовали увлечению европейцев не только русским балетным искусством, но и вообще всем русским. Европейские танцовщики в это время брали себе русские псевдонимы, а невеста английского принца выходила замуж в наряде, стилизованном под сарафан...
Поэт Максимилиан Волошин писал: «Бакст с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем четким изяществом восемнадцатого века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени, компонирует декорации к «Ипполиту» и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды. И всегда он остается блестящим живописцем, сквозь вещи и искусство эпохи видящим внешние формы и лики жизни».
- Добавить комментарий
- 5663 просмотра
- Страница для печати