В воскресенье в Прохоровке пройдет большой театрализованный праздник «Третье ратное поле России», посвященный 72-й годовщине танкового сражения. Откроем небольшой секрет: автором сценария и художественным постановщиком этого праздника является Н. А. Гращенко, заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель Белгородского государственного центра народного творчества.
Наша трехчасовая беседа с Николаем Аркадьевичем то и дело прерывалась: он отвечал на телефонные звонки, решал организационные вопросы – до праздника в Прохоровке оставались считанные дни…
А беседовали мы о Белоруссии, о послевоенном детстве и… даже немного о танках. Но музыки в рассказе моего собеседника было больше всего.
В январе нынешнего года Н. А. Гращенко встретил свой 65-летний юбилей. И совсем скоро смело может отмечать 60-летие творческой деятельности, так как играть на главном в своей жизни инструменте он научился едва ли не раньше, чем читать и писать. А что это за инструмент и как вообще все начиналось – попробую пересказать.
Ну как было не влюбиться юной красавице Вере Гращенко из деревни Лабковичи, что в Могилевской области, в Аркадия Гращенкова, живущего по соседству, в деревне Тихиль. Шесть километров, речка Сож и даже территориальная принадлежность (Лабковичи – белорусская деревушка, а Тихиль – российская) не стали преградой для влюб-ленных. На дворе – победный 1945 год, 23-летний Аркадий вернулся с войны. В белой гимнастерке, с белым трофейным аккордеоном. При звуках того инструмента, надо думать, замирало не одно девичье сердце. Но молодой солдат выбрал Веру – задорную певунью, работящую, веселую девушку.
Вместе Аркадий Николаевич и Вера Платоновна Гращенковы прожили долгую жизнь, вырастили пятерых детей. Семья переезжала несколько раз в разные населенные пункты Могилевской области и в конце концов осела в деревне Дарливое.
«А родился я в дороге, – говорит Николай Аркадьевич. – Когда пришло время маме рожать, отец решил отвезти ее в роддом в райцентр, город Кричев». Январская стужа, сугробы, на улице темень –
4 часа утра... Аркадий Николаевич сажает жену в сани, запряженные двумя лошадьми, кутает тулупами, как боярыню Морозову... До райцентра –
19 километров, расстояние немалое, учитывая снежное бездорожье. Проехать успели только полпути, остановились у маленького хуторка, у первой хаты... А жила в той хате баба Хроня с дочерью. Старушка и стала для роженицы акушеркой. Так родился первый сын Веры и Аркадия Гращенковых (старшей была дочь Зина). Николаем его назвали в честь деда по отцовской линии. Рождение ребенка стало радостным событием не только для молодой семьи, но и для всего хутора: два дня
хуторяне отмечали его в той самой хатке бабы Хрони.
...Историю своего рождения Николай Аркадьевич услышал от мамы. Мама рассказывала детям и о войне. О самых страшных первых ее месяцах, огнем прошедших по Белоруссии, о тяжелой жизни в оккупации. «Мы слушали маму с замиранием сердца», – вспоминает мой собеседник. А вот отец не любил вспоминать войну. Да и некогда ему было рассказывать, замечает Николай Аркадьевич: «Отец работал сутками, я даже не знаю, когда он отдыхал». Все реже и реже брал в руки аккордеон. Трудился Аркадий Николаевич механизатором в колхозе «Коммунар», именно ему доверили первый появившийся в хозяйстве трактор. «Отца все уважительно называли Николаич, – рассказывает Николай Аркадьевич. – Он был ответственный, спокойный, рассудительный»...
С такой же теплотой и любовью говорит собеседник о маме. Высшим званием – «Мать-героиня» отметило государство Веру Платоновну Гращенкову. Шутка ли – пятерых детей поднять. И в хозяйстве всегда порядок, и в доме. А какой хлеб пекла мама! Его аромат Николай Аркадьевич помнит до сих пор. И знала мама, кто из детей был первый охотник до хрустящей краюшки... Не было равных ей на деревенских гуляньях. Лихо отбивая ритм каблучками, сочиняла частушки на ходу. А как ловко играла на маленьком барабане, как танцевала сербиянку! «Жаль, не было тогда видеокамер, чтобы все запечатлеть», – вздыхает Николай Аркадьевич.
Самые первые и яркие детские воспоминания связаны с тем хуторком, где он родился. Здесь, по соседству с бабой Хроней, Гращенковы купили свой первый домишко. Коле тогда было шесть годков, и он сразу самостоятельно отправился исследовать лес, подпиравший хуторок. А надо знать, что такое белорусские леса... Словом, заблудился мальчишка. На его счастье, на железнодорожных путях, проходивших неподалеку, в это время работал обходчик дядя Артем. Он услышал детские крики, нашел перепуганного Колю и привел его к дому. Родители, занятые переездом, только-только хватились сына...
Среди местной детворы он был самым младшим. «Чуть снег сойдет, мы с пацанами босиком в футбол гоняем, – вспоминает Николай Аркадьевич. – А матери приходят и начинают нас подзывать – по хозяйству надо было помогать». Полуголодное, босоногое детство – а все равно, самая золотая пора. До школы, что в Комаровке, – четыре километра. И в снег, и по осеннему бездорожью, каждый день, кроме воскресенья, ходила ребятня на уроки.
На этом хуторке совсем скоро маленький Коля, сын Николаича, стал местной знаменитостью, самой настоящей звездой.
Сначала Коля играл «на языке», то есть изображал голосом услышанные песни и мелодии: вальс, танго, польки, падеспань... А к семи годам появился у него первый инструмент – гармошка-ливенка. Из далекой омской деревушки привез ее в подарок дядя Паша, муж отцовой сестры. Великолепный гармонист, дядя Паша разглядел в мальчишке творческую искру.
А инструмент, вспоминает Н. А. Гращенко, была непростой, с секретом: главные ступени лада были расположены не по вертикали, как у обычной гармошки, а в шахматном порядке. Словом, не каждый освоит. А семилетний Коля разобрался сам, и все, что было «на языке», на слух перенес на клавиши гармошки.
Ну а гармонист – всегда, что называется, первый парень на деревне. Радио на хуторе не было, и все молодежные вечеринки проходили в самой большой хате под гармошку. Вот и шли парни и девушки к Гращенковым, отпрашивали Колю у родителей, чтоб поиграл на танцах. Потом кто-нибудь из ребят усаживал гармониста на плечи и доставлял к месту назначения...
Но это не значит, что деревенский парнишка только и делал, что на гармошке играл. Что такое крестьянский труд, знает не понаслышке. Когда отец начал строительство нового дома (семья-то росла) в деревне Дарливое, ближе к райцентру, двенадцатилетний Николай вместе с братом Володей во время летних каникул пошли работать пастухами в колхоз. Тогда у Николая появился паспорт, в котором по недогляду его записали на девичью фамилию матери – Гращенко. Из-за одной буквы документ переделывать не стали.
А в тринадцать лет он поступил в музыкальную школу в Кричеве, в класс баяна. Один из родственников отца, дядя Миша, убедил родителей: парню надо учиться музыке... И предупредил Николая, чтобы при поступлении молчал о том, что умеет играть на гармошке.
Однако опытный педагог завуч школы Михаил Яковлевич Левит сразу заметил, что у парнишки уже сформирован игровой аппарат. Это только несведущим кажется, что гармошка и баян – практически одно и то же. Под руководством наставника Коля пытался освободиться от прежних навыков. «Михаил Яковлевич был очень рассудительный, интеллигентный человек, – вспоминает Н. А. Гращенко. – Он очень сильно повлиял на становление моего характера». Полгода кропотливой работы, и педагог выносит вердикт: ничего не получится... Замечание это задело самолюбие юноши: как это так, у меня да не получится!?
Он решил даже не смотреть в сторону гармошки, переключиться только на баян. «Я стал заниматься по 10 часов в сутки. Учился я в 8-м классе, уроки начинались с 14 часов. А я в 8 утра уже был в музыкальной школе, занимался, и туда же возвращался после уроков. Часов в 10 вечера садился на велосипед и ехал домой, в Дарливое, это почти девять километров». Два километра пути проходили через лес, между прочим. Представьте: поздний вечер, темень – хоть глаз выколи, и впереди лес, в котором не знаешь, кого встретишь – зверя дикого или человека лихого... Страшновато было, конечно. Но Бог миловал от беды. «Зато какой довольный я был, когда лес оставался за спиной», – смеется Николай Аркадьевич.
Упорные занятия дали результат: освободил он руки от гармошки ради обучения игре на баяне. И уже в конце первого года обучения Н. Гращенко занимает второе место на областном конкурсе баянистов. Надо ли говорить, насколько дорого было ему и его педагогу это второе место! Тут, на радостях, можно и гармошку в руки взять...
Кричевскую музыкальную школу он не закончил. Тяжело заболел любимый учитель, для Николая это стало личной трагедией... К тому же юноша уже получил аттестат о среднем образовании, нужно было решать дальнейшую профессиональную судьбу.
В Могилевское музучилище абитуриент Гращенко приехал уже как лауреат областного конкурса баянистов. Поступил на дирижерско-хоровое отделение – не для смены специализации, а для расширения творческих возможностей. А со второго курса, сразу после Всесоюзного смотра-конкурса самодеятельных коллективов, проходившего в 1968 году в Минске, Николай Гращенко пошел служить в армию. «Весу тогда во мне было – 49 килограммов», – смеясь, вспоминает он.
Об этих двух годах, говорит Николай Аркадьевич, можно целую повесть написать. А что, может, еще и напишет! Про танковую «учебку» в Борисове, про то, как батальон, в котором наводчиком орудия служил Гращенко, отправился к месту дислокации – в Словакию. Напомню, шел 1968 год.
Четыре месяца, с мая по август, добирался отдельный истребительный батальон до города Зволен. Шли по ночам, отдыхали днем. Спали прямо под танками – копали траншею, устилали лапником, и на боковую... Всю Украину так прошли. Путь был нелегкий, кто-то не выдерживал, случались самострелы. В начале сентября пересекли границу со Словакией. «Нас расквартировали в горах, в ангарах, бывших артиллерийских складах», – вспоминает Н. А. Гращенко. И снова постелью стал лапник, укрытый танковым брезентом.
Удивительно, что музыкант и спустя почти полвека помнит время службы до мельчайших подробностей: размеры танка, устройство боекомплекта... В шутку заметил, что пусть и не сразу, но все же в боекомплекте его Т-62 по-явился баян – серийный «Ростов-на-Дону». Инструмент, кстати, очень пригодился при налаживании дружеских и шефских связей советских солдат с местным населением. «Я ж с баяном, а значит – везде свой», – улыбается собеседник.
Словаки обожали «Подмос-ковные вечера» и «Катюшу» – в этих песнях для них был весь Советский Союз. Заканчивал службу сержант Гращенко в год 100-летия В. И. Ленина. И за три месяца до увольнения он вместе с армейским другом Михаилом Новиковым удостоился отпуска на родину. Так командование поощрило бойцов за отличные успехи на учебных стрельбах. В красивой форменной одежде, в хромовых сапогах бравые танкисты приехали на побывку в родные места...
Могилевское музыкальное училище Николай Гращенко окончил с отличием. Успел поработать в совхозе-техникуме и решил продолжить учебу – в Ленинградском государственном институте культуры имени Н. К. Крупской. Правда, поначалу написал заявление на заочное отделение: были на то свои причины, в том числе и романтического свойства.
«Приехал я в Ленинград, а там такая публика поступает в институт!» – вспоминает Николай Аркадьевич. Публика и правда была непростая, яркая, талантливая, да и конкурс – шесть человек на мес-то. Однако у паренька из белорусской глубинки были свои преимущества, помимо таланта: за плечами – музучилище, служба в армии. К тому же на тот момент Николай Гращенко был кандидатом в члены КПСС. У приемной комиссии возник только один вопрос: почему на заочную форму, а не на дневную?
И прямо в кабинете заведующего кафедрой хорового дирижирования знаменитого профессора Ивана Ивановича Полтавцева без пяти минут студент Гращенко переписывает заявление, поступает на дневную форму дирижерско-хорового отделения.
Учиться в Ленинграде, в культурной столице – об этом можно только мечтать. Дворцовая набережная, Петропавловская крепость, Марсово поле, памятник Суворову – вот оно все, рядом, не на картинке. Дворцовую набережную, кстати, студент Гращенко два с половиной года подметал – и в дождь, и в снег.
У ЛГИКа имени Н. К. Крупской был свой небольшой жилой фонд, прямо в здании, в полуподвальном помещении. Чтобы получить там комнату, нужно было работать в институте. «И я устроился дворником, – говорит Николай Аркадьевич. – Просыпался в три часа утра и принимался за работу». Но зато в его распоряжении по вечерам были учебные аудитории: занимайся сколько хочешь! Окошко той полуподвальной комнаты, в которой жил Гращенко, глядело на Неву, но увидеть из него можно было только ноги прохожих. Впрочем, студента из Белоруссии там редко можно было застать: учеба, концерты, капустники – словом, студенческая жизнь в творческом вузе...
Здесь, в институте, молодой человек встретил свою судьбу – девушку из псковского города Невель Аллу Зюзину. За год до окончания института Николай и Алла поженились.
«Как сейчас помню этот день, 2 ноября 1975 года, – улыбается Николай Аркадьевич. – Помню Дворец бракосочетания на улице Петра Лаврова, Аллу в белых туфельках, в которые она сразу набрала снегу»... Еще в памяти – Марсово поле, где случайная старушка пожелала молодоженам счастья.
Из всех предложений по распределению (а их было немало) молодые специалисты Гращенко выбрали Белгородское культпросветучилище: здесь как раз открывали отделение народного хора. Вместе они принимали первый набор студентов на новое отделение. Алла Геннадьевна Гращенко, к слову, по-прежнему трудится преподавателем, здесь же, теперь уже в БГИИКе, на кафедре искусства народного пения, она – почетный работник среднего профессионального образования РФ.
А у Николая Аркадьевича записей в трудовой книжке больше, чем у супруги. Поработав в культпросветучилище, он переходит в шестое профтехучилище, руководит там самодеятельным ансамблем, а потом и комсомольской организацией. Перемена места работы помогает на время решить жилищный воп-рос: из съемного домишки в Зеленой Поляне молодая семья переезжает в общежитие шестого училища.
А потом уже судьба перспективного специалиста решалась в партийных кабинетах. Так, успел поработать в Белгородском обкоме комсомола. Когда в 1978 году витаминный комбинат построил
ДК «Юбилейный», Николай Аркадьевич Гращенко стал первым его директором. Знал ли молодой директор в ту пору, что спустя годы вернется сюда – в новом качестве?
И снова обком партии решил, что Гращенко необходим на пропагандистском поприще. Николай Аркадьевич переходит работать в отдел пропаганды областного комитета КПСС.
Владимир Дмитриевич Романенко, Григорий Николаевич Леденев, Виталий Павлович Соболев, Александр Митрофанович Попов, Николай Василь-евич Смоленский, Генрих Николаевич Боцманов, Евгений Федорович Дубравный, Александр Сергеевич Трещалин – рассказывая о том периоде в своей работе, Н. А. Гращенко называет имена, которые, пожалуй, известны многим представителям старшего поколения нашего края...
Белгородское музыкальное училище Николай Аркадьевич возглавлял 23 года. А потом вернулся в ДК «Юбилейный» – художественным руководителем Центра народного творчества.
У супругов Гращенко двое взрослых детей: Людмила и Илья, они тоже музыканты. А в ноябре Николай Аркадьевич и Алла Геннадьевна отметят «рубиновую» свадьбу: 40 лет совместной жизни. И наверняка муж возьмет в руки баян и споет для супруги ее любимую песню – «Ветка сирени».
Родину свою он не забывает. Каждый год ездит в Могилевскую область – сестру проведать и родительским могилам поклониться.
…А может быть, со временем Н. А. Гращенко напишет книгу своих воспоминаний.
И вправду, напишите, Николай Аркадьевич!
А эта публикация пусть будет чем-то вроде краткой аннотации.
100
Ссылки:
[1] https://belpravda.ru/category/%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
[2] https://belpravda.ru/category/%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE