Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

ТАНК СМЕНИЛ НА ТРАКТОР

К танкистам в годы Великой Отечественной войны было особое, уважительное отношение. То ли потому, что они одни из первых на своей технике прокладывали путь пехоте, без которой не освободить занятую врагом территорию с населенным пунктом, то ли потому, что им первым приходилось подставлять броню под орудия противника, а значит, первыми принимать бой на себя. Так рассуждал мой бывший односельчанин, сосед по нашей улице Николай Андреевич Дробышев, бывалый танкист-фронтовик.
Его биография и военный путь сродни миллионам советских людей, родившихся после Октябрьской революции, воспитанных на героических примерах великого народа и впитавших любовь к Родине с материнским молоком. Они росли и мужали вместе с новой страной.
Рос Николай крепким задиристым парнем. К учебе особой тяги не было, зато сызмальства приучен к труду. Семилетку окончить ему не удалось, остановился на шести классах. Ему нравился запах горюче-смазочных материалов. Подержав набор инструментария для ремонта тракторов под названием «Фордзон-путиловский», пошел работать прицепщиком к первому трактористу колхоза «Красный путиловец» Е. В. Ерохину. Это событие можно назвать его «университетом» в познании техники, которая приходила на колхозные поля. Мечтал стать трактористом, чтобы самому управлять «железным конем», как его учитель Ерохин. Когда трактористам привозили в поле обед, Николай просил разрешения у бригадира пройти две–три борозды за рычагами трактора. Мечта вскоре сбылась, но грянула вой­на.
Первые сводки Информбюро отрывками читали всем колхозом в газете «Правда». Радио в селе не было, телевидения тем более. Ненависть к фашистам нарастала у Николая с каждым днем. В сентябре 41 го, прибавив год жизни, он добровольцем ушел на фронт. А ранней весной 1942 года уже воевал в составе войск Юго-Западного фронта на Украине, в самом пекле. Дело в том, что Военный совет и командование Юго-Западного фронта в составе Тимошенко, Хрущева и Баграмяна убедили Ставку Верховного Главнокомандования в необходимости наступательной операции по освобождению Харькова. В истории Великой Отечественной войны она известна как Харьковская операция. Это был один из грубейших просчетов в годы войны. 170 тысяч советских солдат попали в окружение. Уйти из «котла» под Харьковом удалось далеко не всем. Но ни о какой капитуляции в этом районе боевых действий не могло быть и речи. Среди погибших, но не сдавшихся врагу, были и рядовые солдаты, и генералы-полководцы. Чудом удалось спастись и выйти из окружения раненому под Мерефой (небольшой поселок недалеко от Харькова) Николаю Дробышеву. Это было его первое боевое крещение и ранение. Долечивался в Уразовском госпитале после освобождения района от фашистов в начале 1943 года.
16 апреля 1943 года в село Шелаево прибыла 99-я танковая бригада в составе 2-го танкового корпуса на доукомплектование. Это были прославленные опытные танкисты, проявившие себя в Сталинградской битве и при освобождении Воронежа. Николай уже ходил без костылей и чувствовал себя уверенно на ногах. Попросился навестить родных в Шелаево. И надо же такому случиться: в их доме расположился штаб танковой бригады. Подошел солдат Дробышев к командиру с просьбой взять его в бригаду. «Хочешь стать танкистом?» – спросил командир. «Очень хочу», – твердо заявил тот. «А гаечный ключ и зубило умеешь держать в руках?». «Я трактор знаю», – с гордостью ответил Николай. «Вон как! – удивился собеседник. – Это меняет дело. Беру тебя в 99-ю танковую бригаду, – заверил командир. – Но сначала – учебка».
Три месяца учебы показались чуть ли не вечностью. Николаю не терпелось бить фашистов. В учебке командир легкого танка Т-70 лейтенант Одинцов учил Дробышева умело маневрировать машиной, беречь гусеницы танка. Ведь танк без гусениц – что птица без крыльев. Боевое крещение танкист Дробышев принял на Курской дуге летом 1943 года.
7 июля 1943 года 99-я танковая бригада в составе 2-го танкового корпуса прибыла в район Прохоровки и была включена в состав Воронежского фронта, которым командовал наш земляк, прославленный полководец Николай Федорович Ватутин. 12 июля на Прохоровском поле разгорелось самое грандиозное танковое сражение за всю историю Второй мировой и Великой Отечественной войны.
…Рассветало, когда фашисты начали свою не первую атаку. Их уже ждали советские танкисты. Немцы пустили танки, а за ними автоматчиков. «Дробышев, бери левее, – услышал Николай голос командира. – Обойди вон те домики и режь пехоту». Танк Т-70 – машина увертливая. Ворвавшись в боевые порядки врага, она давила их, расстреливала. Когда экипаж прорвался глубоко в тыл противника, танк попал под огонь. Как водитель ни выкручивался, вражеский снаряд все-таки угодил в гусеницу. Цокали по броне пули, кругом рвались мины, а танкист Николай Дробышев изо всех сил пытался исправить повреждение. Успел. Но успел, когда кровь захлюпала в голенищах сапог. Танк повели на врага боевые друзья, а его подобрали санитары. В Пензенском госпитале Николай Андреевич часто думал о судьбе своих друзей. Он и не знал, что вы­шли они победителями на Курской дуге и удостоены орденов. Нашел орден Красной Звезды и Дробышева. Это был его первый боевой орден.
В третий раз с фашистами Николай Андреевич схлестнулся уже осенью 1944 года, когда война гремела за сотни километ­ров на западе. Он водил самоходную установку С-76 и служил в частях одной из прославленных дивизий. Его боевыми друзьями были командир пушки гвардии старший лейтенант Матвеев, башенный стрелок сержант Захаров и старший в команде Безруков.
Жаркие бои вели гвардейцы в Восточной Пруссии, штурмом взяли Кенигсберг, штурмовали Гумбинен, устремились к Берлину. Самоходка Николая – вся в красных звездочках, аккуратно выведенных на броне. Это боевые отметки экипажа, подбившего и расстрелявшего десятки дзотов, артиллерийских установок, проутюжившего не одну вражескую траншею. Но самая яркая страница из боевой биографии танкиста Дробышева – штурм и взятие Берлина. Обстановка сложилась так, что дивизион самоходных установок, где служил Николай Андреевич, был нацелен на взятие центральной радиостанции Берлина. Фашисты защищались с ожесточением. Самоходка старшего сержанта Дробышева одной из первых прорвалась через все огневые рубежи врага и с ходу открыла огонь. За ней уже хлынула нескончаемая лавина советских танков и пушек.
Победа в Берлине была недолгой. Новый приказ прокатился по танковым частям: «Вперед, на Прагу!». 2 мая 1945 года, когда Берлин был почти повержен, а оставшееся германское командование капитулировало, многочисленная немецкая группировка войск продолжала вести сопротивление в районе Праги. Поступил приказ частям 1-го Украинского фронта под командованием маршала Конева подавить группировку и освободить Прагу. Самоходка Николая Андреевича вместе с экипажем стремительно продвигалась к городу. 7 мая 1945 года самоходку Дробышева встречали цветами жители Праги.
...В 1972 году я побывал в Праге по туристической путевке. Одна из центральных улиц носила имя прославленного полководца маршала Конева, освободителя Праги и чешского народа от фашистов. В восточной части Праги установлен памятник полководцу Советской Армии. Запомнился памятник танкистам, первыми ворвавшимися в Прагу. На высоком постаменте прославленный Т-34. Возможно, и наш земляк Николай Андреевич Дробышев со своим экипажем одними из первых пришли освобождать Прагу. Им, как и миллионам советских воинов, освободивших Европу от фашизма, установлены памятники во многих ее городах.
…Окончилась кровопролитная война. Вернулся домой гвардии старший сержант Дробышев. На гимнастерке – заслуженные награды: орден Красной Звезды, два ордена Отечественной войны II степени, медали за взятие Кенигс­берга, Берлина, освобождение Праги. Со слезами встретила его семья. Сбежались соседи посмотреть на героя. Мать, Пелагея Митрофановна, сестры Нюра и Рая плакали навзрыд. Отец, Андрей Ва­сильевич, похлопав сына-орденоносца, тихо произнес: «Молодец, сынок. Спасибо за Победу».
Недолго отдыхал фронтовик. Рабочих рук в колхозе «Красный путиловец» не хватало. Шестьсот человек ушли на фронт из Шелаевского сельского Совета, половина из них осталась навсегда лежать в земле. Поменял Николай Анд­реевич боевого «стального коня» на мирного. Сел за рычаги трактора возделывать землю в родном колхозе. Освоил еще одну профессию – комбайнер. Без малого полвека пахал землю, сеял и убирал урожай. Стал хлеборобом. К слову, сестры Николая тоже прославили трудом колхоз «Красный путиловец». Были звеньевыми свек­ловичных звень­ев, ударниками коммунистического труда. За успехи награждены почетными грамотами районного и областного значения, медалями ВДНХ. Раиса Андреевна награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовое отличие».
…9 Мая мое родное село Шелаево торжественным маршем, по традиции, пройдет к памятнику погибшим воинам. В бессмертном полку вместе с нами пройдет и Николай Андреевич Дробышев. Его портрет поручено нести одному из учащихся школы как символ непобедимости народа, символ Великой Победы Советского Союза над фашистами.

Автор: 
В. ПОДЕРЯГИН. (Материал написан на основе личных бесед с Н. А. Дробышевым и архивных документов).
№: 
039-040
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (2 голосов)
 #

Я - Леонова Юлия.Читала эту

Я - Леонова Юлия.Читала эту статью со слезами... Это мой прадедушка!!! Спасибо огромное за информацию. Огромная гордость. Спасибо.

 
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла