Гимназию № 22 областного центра, обладательницу национального гранта, сейчас трясет от ведомственных проверок, визитов корреспондентов, родительских недоумений — как можно было за полгода до выпускных экзаменов оставить без учителя и классного руководителя четыре класса?
Жалобы на директора ушли в Министерство образования РФ, областной департамент образования, культуры и молодежной политики.
Конфликту в гимназии уже исполнился месяц. Перед осенними каникулами — это было
22 октября — завуч Н. Е. Мухартова поднялась в кабинет математики к учительнице Елене Александровне Поляковой, чтобы утрясти расписание предстоящих консультаций. С ними вышла досадная накладка: математичка назначила свои консультации практически на то же время, что и завуч, преподаватель истории. Как оказалось, о часовой накладке консультаций Елена Александровна знала, но... не увидела в том особой проблемы. Математика — дисциплина, обязательная для ЕГЭ, а история — предмет по выбору, и кому необходимо к Наталье Егоровне, могут уйти с консультаций по математике на час раньше.
До этого момента «показания» сторон сходятся, а вот дальше — нет. Елена Александровна твердит, что именно завуч обратилась к ней, пенсионерке, начальственным тоном: «Почему вы позволяете себе?..». А Наталья Егоровна утверждает прямо противоположное — неподобающий тон взяла пожилая учительница. Инцидент бы не стоил внимания, если бы за считанные минуты не достиг высшей степени накала... И учительница в оскорбительной форме («прямо по-хамски», — наворачиваются слезы у Натальи Егоровны) указала своей молодой начальнице на дверь. Для завуча неприятность ситуации усугублялась еще тем, что при ней присутствовал свидетель — учитель технологии: «Я была унижена как женщина перед мужчиной и как руководитель перед подчиненным! А дети? Я в этот класс вхожу три раза в день, как мне перед ними? Ведь они уже тоже что-то слышали... Вот вы пришли, корреспондент, — значит, теперь мое имя начнут трепать по городу? За что, я не понимаю!».
Мы разговариваем в кабинете директора гимназии № 22 С. А. Шляховой. На столе — папка с документами, свидетельствующими о том, что Наталья Егоровна в педагогике действительно не новичок — лауреат национального гранта «Образование» за 2007 год, обладательница многих, в том числе и министерских грамот, воспитатель призеров олимпиад по истории. Успеваемость ее учеников по предмету — 100 процентов...
Справедливости ради надо сказать: в нашей беседе с директором и завучем обе не сказали дурного слова и о Поляковой. («В профессиональном плане меня не достать!» — говорит о себе и сама Е. А. Полякова).
— Я всегда ставила Елену Александровну в пример другим учителям — как она умеет организовать детей на любое мероприятие, — вспоминает
С. А. Шляхова. — На урок к ней любого гостя можно было привести без предупреждения, она всегда готова.
Когда случился конфликт, директор срочно вызвала Полякову к себе в кабинет: «Мы поставим вопрос о вашем недостойном поведении перед комиссией департамента образования». «Я расценила это как угрозу, представив, сколько грязи поднимет разбирательство, тем более что муж завуча — начальник гороно... И потому немедленно написала заявление об увольнении по собственному желанию», — объясняла мне в редакции Е. А. Полякова.
Секретарь директора Е. Горностаева и зашедшая в тот момент в приемную учительница Е. Лузан дружно свидетельствуют — Светлана Анатольевна пыталась воззвать к голосу рассудка: «Как вы можете увольняться? У вас выпускные классы — вы должны детей выпустить!». «Металлическим голосом» Полякова ответила: «Я пенсионерка, вы не имеете права меня задерживать. Я тогда обращусь в суд!».
В тот же день Елена Александровна спешно вывезла все вещи из своего кабинета. «Мой кабинет — победитель городского смотра кабинетов математики, там такой материал! А я все взяла и выкинула! Просто «башню» снесло», — объясняла учительница свой эмоциональный взрыв, нанесенную начальнице обиду и увольнение.
Потом она пожалела о случившемся, но было уже поздно...
— После каникул в понедельник мы пришли на уроки, а все учителя нам стали говорить, что она «плохая», «сама виновата» и что если бы она не стала агитировать родителей (а это неправда) и извинилась, ее бы взяли обратно, — рассказывали старшеклассники.
С письмом в редакцию обратились родители ученика Елены Александровны — О. Бондаренко и Т. Туголукова. Больше под ним никто не захотел подписаться, хотя около 20 родителей приходили к директору, обеспокоенные судьбой своих выпускников, в преддверии ЕГЭ лишившихся сильного педагога-математика. Договориться не удалось — результатом разговора стали лишь две недели, проведенные С. А. Шляховой в кардиологии...
— Елена Александровна строгий, требовательный педагог, — говорят родители — защитники Поляковой. — Никогда не боялась сказать начальству правду, вот за это и пострадала...
Школа для Елены Александровны — это вся ее жизнь: «Я на работу шла как на праздник! Гимназия замечательная, с традициями, коллектив хороший. Дети достойные, так тонко чувствуют, и все такие разные... Мой 11 «б» более амбициозный, в «а» — у каждого свой взгляд на мир».
И пожилая учительница с блеском в глазах рассказывает мне, как дети цитируют ее любимый афоризм — «Чтобы вечером не забыть, куда утром поставили свои тапочки, заучивайте стихи и решайте математические задачи!». Как часто она читала им стихи Д. Челышева «Геометрия удач»: «А как нас век кидает и ломает, и на губах так мало добрых слов. У нас у каждого своя прямая, и ломаная с множеством углов...».
За долгую жизнь в педагогике у Е. А. Поляковой собралась приличная коллекция наград. Самую первую, медаль «За доблестный труд», — и это пожалуй беспрецедентно! — она получила в... 19 лет, будучи пионервожатой в сельской школе. Потом была работа в Сибири и звание Соросовского учителя. Фонд Сороса проводит анкетирование в вузах, спрашивая студентов: «Кто способствовал вашему продвижению в изучении точных наук?» — и Елена Александровна получила максимальное количество баллов для гранта. В 2008 году ее наградили знаком «Почетный работник общего образования», а в 2010 году московское издательство «Илекса» издало книгу Поляковой «Уравнения и неравенства с параметрами», в которой представлен один из аспектов ее авторской программы по математике. За ту же программу Полякова удостоилась дипломов лауреата первой степени Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации» в 2006 и 2008 годах. А еще она участник Всероссийских фестивалей педагогических идей «Открытый урок», эксперт Российского сетевого проекта «ИнтерГуРУ».
— Несмотря на возраст, я не «чайник» в компьютерной технике, — похвалилась мне Елена Александровна. Даже сейчас, уйдя из школы, она не перестает консультировать учеников заочно, на своем сайте ежедневно выставляет презентации новых тем, обсуждая математические задачи, — но никогда свой конфликт с завучем. За месяц Елена Александровна ни разу не виделась с детьми, и это ее принципиальная позиция: «Ситуация настолько хрупкая, что любые мои действия могут быть истолкованы как натравливание».
...А ученики пишут и пишут ей на сайт: «Мы вас любим!», «Вы нам дороги!», «Никто вас никогда не заменит...». Впрочем, уже заменили — если не в детских сердцах, то в расписании уроков. Через три дня после подачи заявления «по собственному» Елена Александровна написала новое — о восстановлении на работе: «Я подумала: что я натворила? Как мои выпускники будут готовиться к экзаменам?».
Но место Поляковой оказалось уже занято — на следующий же день после конфликта директором были изданы приказы об увольнении математика и о приеме на ее место другой учительницы. На жалобу Елены Александровны в управление образования города пришел ответ за подписью замначальника О. Медведевой: отказ в восстановлении на работе правомочен, нарушений закона нет. Но педагог убеждена: в гимназии, где «иметь свое мнение не поощряется», просто воспользовались случаем избавиться от «правдоруба», с которым и раньше у руководства возникал «ряд недопониманий». Вот например, в прошлом году, вспоминает Е. А. Полякова, возник конфликт из-за выставленной ею двойки в четверти: «Как вы посмели выставить «2», не посоветовавшись с начальством?!» (отчетность! отчетность!).
— Я должна показать детям, как в жизни нужно работать! — объясняет учительница. — Обратить внимание ученика и его родителей на то, что он в последнее время не работал!». А мне в ответ: «Вы опять себя выпячиваете».
Признаться, после разговоров с Еленой Александровной и ее защитниками образ педагога у меня сложился довольно «розовый». Но вот в гимназии я услышала и совсем другое мнение. Коллеги уверяют, что директору Светлане Анатольевне немало приходилось терпеть от своей подчиненной. Резкие высказывания, не всегда корректные публичные оценки распоряжений директора всегда сходили Поляковой с рук. Именно Светлана Анатольевна «разрулила» в 2008 году конфликт Елены Александровны со школьниками, когда несколько родителей написали письмо с требованием отстранить Полякову от классного руководства. Причина — все та же несдержанность Елены Александровны на язык. «Позвольте, я сама с ней поговорю», — сказала директор, и вскоре конфликт был погашен. Правда, кое-кто из детей решительно покинул класс Поляковой.
— Да, тогда была целая буря, — рассказывали мне родители, жаловавшиеся два года назад на математичку. — Наши дети панически боялись идти к ней на уроки. Одни были у нее в любимчиках, других она отчего-то невзлюбила и всячески третировала, — и успеваемость по ее предмету тут ни при чем, в немилость попали даже отличники! Дети тайком записали на диктофон ее «высказывания», а там были такие словечки...
Тот самый ученик, получивший «двойку», несмотря на все старания, никак не мог вылезти из разряда неуспевающих. Мальчик скорее гуманитарного склада, но родители наняли репетиторов, и он занимался, написал диагностическую работу почти на «4». «Зачем же она вам дает программу первого курса университета?» — удивлялся репетитор, преподаватель БелГУ. Когда учительница выставила ученику «двойку» в четверти, с матерью случился шок. «Вы что, хотите ребенка до самоубийства довести?!» — спросила она тогда Полякову... Теперь, когда математичка с шумом ушла, парень даже принес из школы «пятерку». «Может, теперь у него и математические способности откроются?» — шутит мать.
— Да, Елена Александровна сильный педагог, никто не спорит, — соглашаются даже обиженные родители. — Но пусть лучше будут не такие сильные, лишь бы не унижали наших детей. Кто-то не успел схватить суть урока, не понял, но разве это повод оскорблять ребенка? Дети не могут решать задачи в состоянии постоянного стресса!
Защитники Поляковой говорят: она никогда не брала «презентов» — принципиальный, уважающий себя педагог. Да, соглашаются оппоненты, не брала, буквально отшвыривала от себя конфеты, положенные детьми на стол в День учителя: «Уберите!». И не ставят Елене Александровне за это педагогический «плюс». Ведь и «принципиальностью» можно больно ранить ребенка...
Часть детей — тринадцать из ста учеников Поляковой — защищают педагога искренне. Для них она «и справедливая, и непреклонная, и решительная» — подобных отзывов в «досье» учителя хватает. Впрочем, и среди комплиментов в открытках выпускников все же проскакивают слова о ее «непростом характере»...
Ситуация, возникшая в гимназии в связи с конфликтом, травматична для всех ее участников. И не знаю, для кого больше — для Светланы Анатольевны, у которой душа болит за школу («мой муж ее строил, а я отмыться не могу от грязи, которую на меня льют!»)? Для незаслуженно оскорбленной Натальи Егоровны? Для Елены Александровны, убежденной, что она «пострадала за правду»?
В горячке спора не раз с обеих сторон прозвучала примерно такая фраза: «Между Шляховой и Поляковой — сто детей, четыре выпускных класса!». И каждый из оппонентов считал, что это — оправдывающее его обстоятельство. Хотя, пожалуй, его следовало бы считать «отягчающим» вину. В жернова конфликта педагогов попали дети — не всегда понимающие, кто прав, а кто виноват, теряющие при этом веру в справедливость (даже если о «справедливости» у них собственное, далекое от реальности представление), в закон...
Учитель — не только «предметник». Он учит детей своей жизнью. Он и сам должен учиться — всю свою жизнь. И пом-нить о своей огромной ответственности... «А вы знаете, что в США учителей не берут свидетельствовать в суде? — спросила меня в конце разговора директор гимназии. — Правда, правда! Это из-за профессиональной деформации психики при многолетней работе в школе». Теперь все думаю над этой фразой: как в ней много всего...
- Добавить комментарий
- 7828 просмотров
- Страница для печати
Полякова - человек
Полякова - человек амбициозный, оскорблять людей умеет, это факт. Ей давно надо отдыхать. Мухортова такая же амбициозная, да ещё молодая, да ещё муж - зав.гороно. Столкнулись амбиции. Только Полякову можно простить за заслуги и за возраст, а Мухортова.. - с ней ещё наплачутся все. С её стороны амбиции уж точно переходят в хамство. Уверена, что Мухортова - зачинщик конфликта и его носитель. И слёзы её - крокодиловы. Только Шляхова и дети - стороны пострадавшие.
Родитель Петрова Т.М.