На этом заседании правительства губернатор Е. С. Савченко — я бы сказала, с шокирующей прямотой — заявил:
— Теперь врачи должны выписывать рецепты только на те препараты, которые входят в реестр жизненно необходимых и важнейших. Не секрет: некоторые доктора отдают предпочтение самым дорогим лекарствам. Есть у них такой соблазн, и мы обязаны пресечь это немедленно. Установить контроль.
— Да, — сделал оговорку Евгений Степанович, — возможны исключения. Но на всякие исключения должны быть правила. То есть если будет доказано, что больному нужно выписать уникальное лекарство, не входящее в реестр, выписывайте! Но по особому порядку, который департамент здравоохранения доведет до вас в самое ближайшее время. Нет вопросов? Нет вопросов!
— И второе, — продолжил Е. С. Савченко. — Если брать консолидированный бюджет области плюс федеральные средства, то в общем и целом мы приобретаем лекарства более чем на миллиард рублей в год. Так вот, требование: чтобы мы приобретали на конкурсах и аукционах опять же те лекарственные средства, которые внесены в уже упомянутый мною реестр ЖНВЛС. И дополнительное требование: из двух аналогов, которые входят в ту или иную «линейку» препаратов, надо, чтобы мы покупали более дешевый. К примеру, кавинтон — не за 500 рублей (я говорю условно), а за 100. Этим мы сэкономим десятки, если не сотни миллионов рублей.
Указание главы региона вызывает, деликатно говоря, широкий диапазон эмоций. Можно ужасаться и топотать ногами: «До чего дожили! Скоро в капельницах будет дистиллированная вода!». А можно посмотреть на проблему трезво: бюджет — не резиновый. И, увы, согласиться: сколько бы денег ни выделялось на таблетки и уколы, все равно на всех и всего никогда не хватит. Хотя бы по той простой причине, что «бесплатное» не ценится...
А повод для разговора на заседании областного правительства о лекарствах возник не на пустом месте. Как известно, федеральным центром принят очень назревший закон — о ценах на фармацевтическом рынке. Наконец-то государство взяло это дело под свой неусыпный контроль. Хватит вакханалии! Несмотря на то что аптек кругом хоть пруд пруди, конкуренции не возникло. У бизнеса с русским лицом одно родимое пятно: доморощенные капиталисты хотят денег много и сразу! Ничего взамен не отдавая.
А последней каплей, переполнившей чашу державного терпения, стала паника — масштабом аж от Калининграда до Владивостока... Приснопамятный «свиной грипп» привольно гулял по просторам Родины, а антивирусных препаратов на прилавках больших и малых аптек было днем с огнем не сыскать... Панацея в виде арбидола подскочила в цене баснословно, торговцы от фармации не брезговали спекулировать даже на копеечных марлевых повязках.
Нынче введены в действие новые правила игры: предприятие-производитель определяет отпускную цену лекарства — она в обязательном порядке «вывешивается» (и актуализируется) на сайте Росздравнадзора. А регионам делегировано право устанавливать оптовые и розничные надбавки. По принципу: чем товар дороже, тем накрутка (в процентах) должна быть ниже. Чтобы в итоге (в рублях) доходы по возможности выравнивались...
Новый порядок ценообразования распространяется более чем на шесть тысяч лекарственных препаратов. Это почти треть от всего ассортимента, присутствующего на нашем фармацевтическом рынке. Шесть тысяч препаратов и составили тот самый список ЖНВЛС.
Закон вступил в силу с 1 апреля. Практики его применения пока нет. А умозрительно, прогнозно... Самой большой вероятной бедой специалисты называют возможное вымывание из аптек дешевого товара. Ведь и дилетанту ясно, чем выгоднее торговать — простенькой зеленкой или каким-либо закордонным, патентованным гепалом по цене тысяча с гаком рублей за упаковку. Теоретически могут подняться в цене и те препараты, что не вошли в список «жизненных» и на которые надбавочные «ограничители» не установлены.
«Надо подумать о страховке», — сказал начальник департамента здравоохранения и социальной защиты населения области Н. И. Белоусов и как главный докладчик по вопросу предложил (дословно) «организовать в больничных аптеках открытие аптечных пунктов по реализации лекарств по доступным ценам». «Это будет альтернатива бизнесу», — заключил Николай Иванович. (Если я правильно поняла, идея в том, чтобы наладить продажу населению лекарств, закупленных для стационара? А возможно ли такое по Бюджетному кодексу?)
Так или иначе, но и «кнут» наготове...
— Задача оптового звена, — обратился Е. С. Савченко непосредственно к поставщикам, приглашенным на заседание правительства, — это снабжать аптеки всей «линейкой» препаратов. Тот же кавинтон — он у нас сегодня в качестве примера. Есть разные формы выпуска препарата, есть отечественные и импортные его производители. И все это многообразие должно присутствовать на аптечном прилавке; по ценовой палитре, условно, от 15 рублей до 15 тысяч... Таково наше пожелание, которое мы будем жестко контролировать. Если мы придем и обнаружим, что в аптеке нет дешевых препаратов и при этом розница будет ссылаться на вас, оптовиков, вы должны будете показать, что у вас все есть. И тогда мы будем разбираться с сетями. Наказание — серьезное. Вплоть до лишения лицензии. А это — конец бизнеса. Потому что если в одной аптеке, принадлежащей сети, мы выявим нарушения, то речь будем вести не о конкретной аптеке, а о сети в целом. Такие сети в нашей области не нужны.
...Сложно сказать, подешевеют ли — в результате таких «трудов» — лекарства. Но то, что механизм их ценообразования стал чуть-чуть понятнее, немного прозрачнее, — бесспорно. Пожалуй, вне сомнения и факт: «арбидольные» и иже с ним спекуляции теперь вряд ли могут быть повторены...
- Добавить комментарий
- 11060 просмотров
- Страница для печати