В Белгород заслуженный артист России пианист Денис Мацуев приехал ранним утром. Говорит – едва ступил на перрон, и увидел яркое солнце, заливающее светом утренний город, пришел в хорошее настроение: «Всегда сразу чувствуешь, кипит жизнь в городе или не кипит. У вас тут какая-то лучезарная энергетика. А здание филармонии просто уникальное, побольше бы таких в стране!». Как вскоре выяснилось, для долгожданного гостя жизнь приготовила еще один сюрприз – встречу со старым знакомым. Главного дирижера симфонического оркестра Белгородской филармонии заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина музыкант узнал сразу: в далеком 1992 году, когда Денис Мацуев, в ту пору ученик 8 класса Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, приехал в Луганск на свои первые «взрослые» гастроли.
Время перестроечное, на Украине были перебои с водой и светом, жить пришлось в темной неуютной гостинице. Но... «Я впервые выступал с симфоническим оркестром, управлял которым Рашит Геннадьевич, и этим все сказано!.. Увидев его снова в Белгороде, я был очень обрадован. А гастролировать с тех пор, с детства, очень люблю. У меня на гастролях возникает множество знакомств с интересными людьми, знаменательных встреч. Очень важно, полезно для артиста выступать с разными коллективами, особенно с такими выдающимися, как оркестры Берлинской, Нью-Йоркской филармонии, Лондонский симфонический оркестр». В прошлом концертном сезоне Денис Леонидович дал более 160 концертов в разных странах, в том числе в России, побывал на различных фестивалях, в том числе учрежденных им лично – «Crescendo» и «Звезды на Байкале» (Иркутск – родной город Мацуева, здесь в 1990 году его впервые заметили представители Фонда «Новые имена» и дали талантливому мальчику рекомендацию для учебы в Москве). Коллеги нередко говорят ему – не нужно быть таким открытым, давать пресс-конференции, нужно не договаривать, в артисте должна быть какая-то загадка... Но Мацуев любит общение, открытость для него – не пиар-образ, а внутренняя потребность. – Мне нравится делиться своими переживаниями, мне интересно с публикой, я всегда играю для публики, и публика всегда для меня права! – сказал Денис Леонидович на пресс-конференции, состоявшейся перед первым белгородским концертом мастера в Белгородской государственной филармонии. Как оказалось, выдающегося музыканта, лауреата многих международных конкурсов очень волнует кризис отечественной системы музыкального образования, по его убеждению, лучшей в мире и не нуждающейся в радикальном переустройстве, попытки которого сегодня предпринимаются сверху: «Я всегда на совете по культуре при президенте затрагиваю эти вопросы. Идет огромный отток учеников и кадров из музыкальных школ. Педагоги уезжают в Китай, там сейчас огромное внимание уделяют музыкальному образованию детей, и педагогам – преимущественно российским – платят достойно. Будет катастрофа, если реформаторы сделают все-таки то, что собираются... Посмотрите на сегодняшних победителей самых престижных мировых конкурсов – на 90 процентов это выходцы из России! «Советская» школа, ее традиции еще дают отдачу!». Пока что, говорит пианист, в нашей стране гораздо больше возможностей для молодых одаренных людей заявить о себе – за границей всех интересуют только уже «раскрученные» бренды, известные исполнители, знакомые публике произведения. А в России есть еще меценаты и благотворительные фонды, в том числе «Новые имена», президентом которого на пару с Иветтой Вороновой является Денис Мацуев. О существующих в нем формах поддержки юных талантов Денис Леонидович ответил на вопрос вашего корреспондента так: – Есть очень солидные стипендии – правительственные, президентские, и моя, например, именная. Но не все измеряется в точных суммах. Для юного музыканта очень важны покупка хорошего инструмента, мастер-классы с лучшими музыкальными педагогами страны, консерваторцами, эту учебу фонд проводит ежегодно в течение летних месяцев в Суздале. Проект фонда «Новые имена» – регионам России» очень важен. Просмотры талантливых детей, фестивали... Кстати, я очень не люблю слово «звездочка», мне нравится больше слово «искорка» применительно к юным дарованиям. Мое поколение музыкантов все прошло через фонд «Новые имена», это наша семья, а Иветта Воронова – наша «мама». Представьте, я к 1995 году (родился Д. М. в 1975-м. – Н. К.) дал концерты в 35 странах мира. Играл для папы римского, английской королевы, в штаб-квартирах ООН и НАТО. Помню, в Брюссель нас приехала целая группа музыкантов, по 14–15 лет. И газеты вышли с заголовками: «Русские завоевали НАТО!». Это ведь политические поездки, очень важная для страны деятельность, ее значимость нужно понимать». Конкурс Чайковского, который вывел Дениса Мацуева в 1998 году в обойму самых известных музыкантов мира, к сожалению, нуждается сегодня в возрождении, говорит артист. Он сдал свои позиции, и наша задача – возродить былую славу. Продвижением в мире победителей этого конкурса (а это все в основном наши люди!) занялся в последнее время лично маэстро Валерий Гергиев, для них устанавливаются беспрецедентные условия – звукозапись на самых известных студиях, гастроли и концерты на самых престижных площадках мира и т. д. – Завидую, – признался Денис Мацуев. – Когда я стал победителем, мне пришлось очень много работать самому, по-хорошему грызть землю, чтобы стать известным... Но я тогда играл в конкурсной программе 90-м, а всего было 100 участников. Сегодня в конкурсе участвуют 30 музыкантов... Говорил пианист и на такую животрепещущую тему, как телевидение. Недавно выдалась редкая возможность провести пять дней подряд у себя дома в Москве... – Я попереключал каналы с одного на другой и просто пришел в ужас – кто же это смотрит? Я знаю: большое количество людей перестали смотреть телевизор и читать газеты, наполненные скандалами и криминалом... Впрочем, я всегда завожусь, когда говорю о СМИ, а мне еще концерт играть! – со смехом закончил пианист свою пресс-конференцию. Полуторачасовой концерт прошел на подъеме. Музыкант сыграл известный концерт № 1 П. Чайковского, величественная стихия которого поднимала зал, как на крыльях. «Какие у него большие руки, точно у Рахманинова!» – обсуждали после концерта дамы-меломанки. «Нет, пальцы у него короткие, но подвижность рук, растяжка необыкновенная!» – спорили другие. Но то, что Белгород посетил музыкант выдающийся, с той самой Божьей «искоркой», активно живущий в музыке, буквально растворяющийся в строгой торжественности Чайковского, в клавесинной нежности и изяществе Гайдна («Музыкальная табакерка»), в каменных «танцах» григовских троллей («Пер Гюнт»), в джазовых импровизациях... это было понятно и очевидно всем. Хотя, говорит Мацуев, учиться нужно всему – и умению слушать классическую музыку также: «Слушать музыку – большой труд. Приучая себя к хорошей музыке, начинаешь ее понимать по-настоящему и получать огромное удовольствие от нее, физическое и духовное».
- 5936 просмотров
- Страница для печати