Чтобы изобличить преступника, нужны доказательства. Получить их помогает следователю криминалист. 140 специалистов разного профиля трудятся сегодня в экспертно-криминалистическом центре УМВД – крупнейшем в области. Ежегодно они проводят более 20 тысяч исследований. Как не без гордости сказал, представляя службу, заместитель начальника центра С. А. Чернышев, «мы ежегодно даем оперативно значимую информацию по более чем тысяче преступлений».
1 марта криминалисты всей страны отмечают свой профессиональный праздник, и по этому приятному случаю часть «закрытых дверей» виновники торжества любезно приоткрыли для журналистов. (Все – нельзя! Когда мы в силу своего служебного рвения особенно активно атаковали хозяев разными «почему?» да «как?», то порой слышали от собеседников вежливое, но твердое: «Разрешите не отвечать на лишние вопросы»).
Однако, несмотря ни на что, впечатлений от экскурсии набралось предостаточно…
Сначала нам показали коллекцию фальшивых денежных банкнот. Отечественные тысячные и пятитысячные купюры (пятисотки подделываются реже), доллары США, евро, деньги Украины, Бразилии, Канады… Мы даже держали их в руках (бумага хрустит как настоящая!), смотрели на свет и видели, казалось бы, вполне «нормальные» водяные знаки…
Главный эксперт В. В. Потемкин давал при этом пояснения: «Фальшивки визуально стали качественнее, и количество подделок увеличилось, что объясняется развитием техники. Хотя, собственно, подпольные цеха по производству денег банально представляют из себя всего лишь однокомнатные квартиры, где установлены два–три принтера и перфоратор. На более высоком полиграфическом уровне фальшивомонетчики изготавливают долларовые банкноты».
По просьбе журналистов специалист рассказывает, как отличить настоящие деньги от фикции. Мочить их! «При увлажнении бумаги, – говорит
В. В. Потемкин, – изображение на фальшивках расплывается». А что касается красителей, то чуть их тронь – осыпаются в местах расположения гербов. На эту «мелочь» на крупных купюрах также важно обращать внимание.
…И старая, как мир, дактилоскопия по-прежнему у криминалистов в безоговорочном почете. Только нынче рабочие места исследователей отпечатков пальцев оснащены компьютерами, хотя… Даже «навороченная» машина, оказывается, выдает лишь рекомендации – отбирает из имеющейся базы отпечатки пальцев «в той степени похожести, в какой это понимает». Иногда, бывает, подкидывает исследователю аж 240 вариантов…
Так что последнее слово все-таки за экспертом. Что называется, «в ручном режиме» дактилоскопист окончательно сравнивает все завитки, узоры, капиллярные линии…
Кстати, четкие капиллярные линии – знак порядочного человека. У алкоголиков и наркоманов, как уверяет начальник отдела криминальных учетов С. В. Яковлева, четких капиллярных линий не бывает.
Ну а гордость экспертно-криминалистического центра – ДНК-лаборатория. Здесь по биологическим следам человека – крови, волосу, пото-жировым частицам определяют так называемый «генетический профиль лица». Он уникален, неповторим. И потому, если совпадает с ДНК подозреваемого, – однозначно весомая улика.
Кроме того, в ДНК-лаборатории устанавливают… отцовство. И вообще, определяют кровные узы. Без генетического исследования не обойтись, скажем, тем, кто ищет без вести пропавших родственников.
…А впечатления от отдела, где проводят фоноскопические, лингвистические и автороведческие исследования, таковы: эта комната, как соты, сплошь разделена на кабинки.
За стеклом каждой сидит сотрудник в наушниках. Его работа – сличать голоса. С одной стороны, эксперту предоставлена звукозапись какого-либо разговора. С другой – он имеет в своем распоряжении «отдельные» образцы голосов. Задача специалиста понятна – определить по голосам людей.
Но одна из кабинок в этом отделе начинена не столько техникой, сколько словарями и справочниками. По соседству с привычными толковыми и фразеологическими фолиантами на полке стоят книжицы почти «экзотические» – «Русское сквернословие», «Русская заветная идиоматика».
Лицезреть мат печатными буквами, да еще в таком количестве сразу – удовольствие, скажу вам, ниже среднего. «А мы с этим работаем постоянно, – разводит руками начальник отдела В. Ю. Михайлов. – К сожалению, еще довольно много людей общаются с использованием «русской заветной идиоматики». А мы, если надо, разбираемся во всех тонкостях их стилистических оборотов. Выносим вердикт: оскорбление ли это, унижение ли чести и достоинства»…
Правда, генеральное направление работы лингвистических экспертов – совсем другое. Можно и не догадаться. Это – противодействие экстремизму, поиск слов, выражений, высказываний, которые носят сугубо провокационный характер. Мало ли, где их могут напечатать – в листовках, Интернете, газетных статьях и с какой целью в области распространять. Хорошо, что подобные случаи единичны. Но начеку надо быть постоянно.
…А что в регионе точно не в «дефиците», так это фальшивое спиртное. Некачественную водку, лже-коньяк привозят в криминалистический центр на исследование целыми ящиками. Наклейки на бутылках – «Хеннесси», «Зеленая долина»… Казалось бы, бренды обязывают. Однако подпольные дельцы от алкоголя не утруждают себя имиджевыми хлопотами (винтовые пробки у них на бутылках, как правило, прокручиваются; этикетки клеятся вкривь и вкось), не видно даже мало-мальской заботы о качестве содержимого…
Старший эксперт Г. А. Даценко встряхнула бутылку с так называемым «Хеннесси»: «коньяк» от содержавшихся в нем взвесей на глазах помутнел.
Что же касается промышленно произведенного спиртного, то Галина Александровна без раздумий в общем и целом легальную продукцию одобрила: вся, с которой здесь имели дело (исследовали в качестве эталонных образцов), отвечала требованиям безопасности…
- Добавить комментарий
- 7857 просмотров
- Страница для печати