Апельсинового цвета коридоры, кованые перила, огромные портреты и высказывания великих людей на стенах – не сразу и поймешь, куда попал... Но, спору нет, чувствуешь себя в этих стенах, как сейчас модно говорить, позитивно! «Здание у нас старое, 1936 года постройки, коридоры узкие, – объясняют сотрудники Губкинского политехнического техникума, – вот и стараемся почаще менять дизайн интерьера, каждые два–три года перекрашиваем».
Ну а высказывания Иммануила Канта, Константина Паустовского и других мыслителей и писателей, школьной программой не предусмотренных, – просто необходимость. «Новые федеральные стандарты, к сожалению, не дают молодежи возможности в полной мере изучать мировую литературу, – пояснил директор техникума Николай Иванович Дулькин. – Но стандарты не мы придумали... Поэтому стараемся хотя бы так привлекать учащихся к чтению, расширяем их кругозор с помощью внеклассной работы».
Политехнический техникум готовит сегодня специалистов шестидесяти направлений. Учитывая специфику района, в основном для горнорудной промышленности: машинистов локомотивов, газоэлектросварщиков, автомашинистов для горного оборудования, электротехников и так далее. Модернизация профессионального образования требует плотного соединения теории с практикой: не менее половины учебного времени, а то и больше будущие специалисты должны проводить на производстве, как, например, давно делается в профессиональных школах Германии. Требование разумное, однако в российских условиях трудновыполнимое – основную часть учащихся, выпускников 9-го класса, по закону на производство допускать нельзя, маленькие еще, несмышленые, случись какая травма, педагог ответит головой...
Из этой затруднительной ситуации Губкинский политехнический техникум выходит отчасти за счет высококлассных современных тренажеров, которыми оснащены практически все классы. В классе экскаваторщиков мы имели возможность наблюдать, как ребята, сидя в специальном кресле, оснащенном электронными пультами, учатся решать разнообразные рабочие ситуации, в том числе и экстремальные. На мониторах перед ними – промышленный карьер, экскаватор, которым они «управляют», подъезжающие грузовики...
После выполнения упражнения компьютер выдает подробный протокол – где экскаваторщик принял правильное решение, а где пропустил нештатную ситуацию. Преподаватель А. М. Дорохов дистанционно, сидя за другим компьютером, задает учащемуся программу: «взрывчатка», пожар, появление транспортного средства... Все испытуемый заметил, а вот перенос ковша над электрическим кабелем пропустил!.. Профессия сложная, ответственная, травмоопасная, к тому же вызывающая неприятные профессиональные болезни, но ребята идут учиться, потому что знают – с ней безработица не грозит, она будет востребована.
Так же популярна сегодня профессия электротехника. В оснащении учебной лаборатории по электротехнике участвовал главный потенциальный работодатель (его еще в терминологии реформы профобразования называют «якорным») – управляющая компания «Металлоинвест», в структуру которой входит Лебединский ГОК. Лаборатория очень современная, по рекомендациям губкинцев сделана специалистами московского института «Протон». «Металлоинвест» также выделил средства для покупки оборудования лаборатории обогащения – это новая для техникума специальность. А из федерального и областного бюджетов на оборудование учебных классов в 2012 году было выделено 9 миллионов рублей.
– С 2008 года мы начали модернизацию своей учебной базы, смотрим на международных выставках технические характеристики оборудования, стараемся перенести в учебный процесс все, что в мире есть самое современное, – говорит В. П. Щеблыкин, заместитель директора по развитию. – Поэтому в перспективе на базе техникума планируется создать ресурсный центр для аттестации по различным рабочим профессиям, для повышения квалификации работников рудных предприятий.
Например, Лебединский ГОК запланировал переобучить на базе техникума группу своих сварщиков. Сейчас учащиеся в технической подготовленности даже опережают будущих коллег, занимаясь на современном оборудовании, с которым доступны все существующие виды сварки, в том числе плазменная, 480 программ. Новое оборудование более безопасно, имеет низкий класс энергопотребления, более высокий уровень защиты. Соглашение с Губкинским политехническим техникумом о переподготовке электротехников заключили также предприятия Воронежа и Тюмени.
Подавляющее большинство учащихся – 70 процентов – обучается рабочим профессиям, остальные получают среднее специальное образование. Всем выделяются стипендии, а будущие рабочие обеспечиваются еще и бесплатным питанием в столовой. В слесарной мастерской я обратила внимание на необычную спецодежду учащихся – фартуки и береты. «Береты удобны для работы, они подбирают волосы, – объяснил заведующий мастерской З. Т. Айдамиров. – Ну и форма, она всегда как-то дисциплинирует».
Связи учебного заведения с Лебединским ГОКом давние и крепкие, ежегодно комбинат дает свои заявки на подготовку специалистов. Но сегодня эти связи должны обрести под собой еще более прочную основу. Учредитель учебного заведения – департамент кадровой политики области передает «якорному» работодателю многие свои права: планировать подготовку специалистов, следить за качеством подготовки, вмешиваться в учебный процесс, оснащать учебную базу, аттестовать специалистов на выпуске. Наблюдательный совет политехникума возглавляет директор ГОКа по персоналу и социальным вопросам А. В. Плешков.
На недавно прошедшем в стенах техникума совещании по развитию экономического потенциала территории из уст руководства департамента кадровой политики прозвучало предложение об образовательном займе, который в перспективе должен еще больше «привязать» учащихся к работодателю. Идея эта не нова. Еще в 2003 году глава местного самоуправления Губкина и Губкинского района А. А. Кретов, руководство техникума и Лебединский ГОК подписали соглашение: техникум обязуется по заявке комбината обучить 35 необходимых ему специалистов. А при защите диплома комбинат обещает отобрать лучших учащихся – и, оплатив их обучение, забрать к себе на работу. Оставшиеся возмещают затраты на обучение из собственного кармана... Однако идее так и не пришлось дойти до воплощения – на комбинате сменился собственник, и договор был аннулирован.
Сегодня реализация этой модели упирается в суровую реальность: «Наш «контингент» не сможет платить за свою учебу, – говорят педагоги. – Треть учащихся – дети из неполных семей, материально обеспеченных неважно. А если взять издержки государства, к примеру, на обучение газоэлектросварщиков, то они вполне сравнимы со стоимостью вузовского образования – 57 тысяч в месяц! Тут учитываются затраты на металл, электроэнергию, спецодежду, защитные средства... Кто же к нам придет, если учеба будет платной?». Вопрос второй: а что же будет с молодежью из малообеспеченных семей, для которой на получении профессии будет поставлен крест? США и европейские государства уже тратят огромные суммы на социальные пособия, лишь бы сдержать рост преступности... Расходы, как говорится, в любом случае неизбежны – либо государство платит за образование, либо содержит тюрьмы!
К счастью, пока ситуация до такой крайности не дошла. Ежегодно техникум выпускает 150 специалистов, дети учатся в Губкинском политехническом техникуме бесплатно. Получают хорошее профессиональное образование и даже что-то сверх того – того же Паустовского, например. «А как же, – говорит директор, – без любви к своей земле и патриотизма нельзя быть гражданином России!».
- Добавить комментарий
- 6334 просмотра
- Страница для печати