– То, что Макаренко был великим педагогом, подтверждает многолетняя практика. Сколько раз я применяла его метод полного доверия к ученику, и ни разу он не подводил, – говорит один из опытнейших педагогов области Нина Павловна Соловецкая.
Мы сидели в ее уютной комнате, Нина Павловна с увлечением вспоминала прожитые годы. Старый родной Белгород, эвакуацию в Узбекистан, практически кочевую послевоенную жизнь семьи офицера.
Прохоровка, Короча, Украина, Молдавия, Узбекистан – сколько мест поменяли они в связи с новыми назначениями… Физмат Харьковского университета стал отправной точкой в ее жизни (окончила его сталинским стипендиатом). Все-таки гены сыграли свою роль: мама заканчивала педагогические курсы, да и ее сестра-учительница была организатором детского дома на Кавказе в годы Гражданской войны.
Вообще-то по паспорту Нина Павловна – Нинель, в то время было модно давать имена, производные от аббревиатуры, какой-либо фамилии. Ленин наоборот – так читается ее имя. Но Нина Павловна предпочитает ему обычное, русское.
От аспирантуры она отказалась, поехав в глухую деревню Богата, что на Украине, даже училась украинскому языку, чтобы преподавать на нем математику. А уж затем переехала в Вейделевку. Там и состоялось знакомство с мужем длиною в жизнь, заслуженным в будущем учителем РСФСР, отличником просвещения, членом Международной педагогической академии Иваном Стефановичем Соловецким, заведующим областным отделом народного образования. Но все это потом, а в те годы была обычная рутинная работа сельского учителя.
– Вспоминается эпизод, когда во время урока рядом со школой приземлился «кукурузник», небольшой, практически деревянный самолет. Как быть? Продолжать урок? Но ведь ребята и такого самолета в глаза не видели. Построила класс и повела его на экскурсию к самолету. Что знала, рассказала сама, да и летчика забросали вопросами. В общем, получился довольно интересный ознакомительный урок. Однажды во время занятий узнаю, что в космос полетел Юрий Гагарин. Вывела ребят на лестничную площадку (там висел единственный в школе репродуктор), простояли там целый час, слушая сообщения ТАСС. Мне потом выговаривали, что сорвала урок. А я ответила, что капиталисты знают о наших достижениях, а наши дети – нет! Разве это справедливо?
Однажды пришла она на урок в темных туфельках на белой подошве. Невиданное для сельских ребят дело.
– Вижу, не слушают меня, все внимание на обувь. Что делать? Снимаю туфли и босая продолжаю урок. Так вышла из положения!
Много школ поменяла в своей жизни педагог, многие способные ученики остались в ее памяти. Но особняком стоит работа в школе № 14 Белгорода. Вспоминается великолепный педагогический коллектив, переполненные учениками классы (доходило до того, что на уроке сидело 47 учеников!). Здесь, как нигде, применялись и новаторские методы обучения, что в те годы не особо поощрялось.
– Вижу как-то, на уроке парень бесцеремонно толкает девочку. Попросила директора зайти ко мне на урок и толкнуть меня. Эффект был потрясающий. Ребята были ошеломлены, даже объяснять ничего не пришлось.
Чтобы повысить успеваемость, Нина Павловна пошла на хитрость. Включила в состав класса и записала в журнал фамилию Германа Титова, космонавта номер два. Написали Герману Степановичу письмо с просьбой не отказать в этом деле, получили от него ответное послание. Урок за Титова отвечал какой-нибудь отстающий ученик. И не было случая, чтобы космонавт получил посредственную оценку. Чтобы не опозорить его имя, ребята в подготовке материала, что называется, прыгали выше головы.
– Вообще-то я «двойки» ставила очень редко, только за списывание. Это ведь прямой обман. Любила читать детям эпизоды из занимательной математики. Да и они были от такого чтения в восторге. Правда, читала только после решения обязательной задачи. И это тоже было своеобразным стимулом для ее скорейшего решения.
Удивительное дело, но на родительские собрания к Соловецкой любили ходить даже отцы неуспевающих учеников. Весь секрет в том, что Нина Павловна никогда прилюдно не обсуждала ни поведение, ни плохие отметки своих учеников. Заслуги отмечала на общем собрании, недостатки – в беседе один на один.
Нина Павловна вспоминает, как ее классу нужно было провести ответственное праздничное мероприятие в школе. Все не ладилось с подготовкой, а время поджимает. Как заинтересовать ребят не очень привлекательным действом? Опять же применила метод Макаренко. Сказала ребятам, что ребенок заболел, попросила не подвести ее и самим провести праздник. Тайно поглядывала за действом, волновалась ужасно. Но потом директор говорил, что такой высокой организации праздника он еще не видел.
– Надо постоянно думать, что даст твой урок детям и в теории, и в воспитании, – этот девиз Соловецкая сделала главным в своей педагогической работе.
У Нины Павловны два сына, внуки и внучка Арина. Она зовет бабушку просто Ниной.
Читаю ее поздравительное письмо бабушке:
«Нина, ты открыла жизнь и знания многим детям. А для меня ты ученый. Ты объяснишь самый трудный пример мне и всем. Нина, ты лучший учитель».
Детская стилистика, конечно, хромает, зато как искренне… Лучше не скажешь.
Мы поздравляем отличника просвещения РСФСР Нину Павловну Соловецкую с 85-летием!
- Добавить комментарий
- 5655 просмотров
- Страница для печати