Говорить о производстве на Белгородчине алюминиевых профилей как об отдельной отрасли несколько оптимистично. Это признают и сами производители. Но как о составной части всей металлургии – говорить можно и нужно. Ведь с каждым годом алюминиевые изделия все больше и больше теснят на рынке своих ближайших конкурентов – изделия из дерева и металлопластика. И в этом всемирном процессе далеко не последнюю роль играет старооскольское предприятие, работающее в абсолютно новом для области направлении цветной металлургии – изготовлении алюминиевых профилей и слитков.
Что такое алюминиевые профили? Давайте обратим внимание на привычные нам плинтусы, наличники и окантовки, различные карнизы, фасады, теплицы, лифты, в конце концов окна и двери… Раньше для изготовления каркаса для всех этих изделий использовалось дерево. Сегодня на первое место выходит серебристый металл.
Спектр применения алюминиевого профиля в строительстве, машиностроении и производстве товаров массового потребления чрезвычайно разнообразен. Трудно назвать более универсальный компонент в производстве конструкций, транспорта, торгового оборудования, изготовлении мебели, декораций, архитектурных решений, дизайна помещений, в тепличном хозяйстве и т. п. Исходя из этого, очевидным является стабильно высокий спрос на алюминиевый профиль.
Однако выпускается этот универсальный товар в нашем регионе на одном предприятии. С 2007 года старооскольский завод «Алтек» фактически охватывает весь спектр алюминиевой промышленности Белгородской области. Своеобразная монополия сложилась ввиду того, что производство алюминиевого профиля – достаточно затратный и сложный с точки зрения технологии бизнес. И далеко не все предприниматели готовы рискнуть собственными средствами, чтобы потом годами ждать их возвращения. Председатель совета директоров ООО «Алтек» Геннадий Валентинович Щербина один из немногих в области не боится внедрять инновационные технологии в отрасль металлургии.
– В настоящее время российский рынок алюминиевых профилей забит импортным товаром. Отечественный производитель тут явно недорабатывает. Впрочем, причина мне ясна: дело в том, что российские банкиры крайне неохотно идут навстречу бизнесу. Получить сегодня адекватный финансовый заем, такой, чтобы не пришлось потом последние штаны продавать в погашение процентов по кредиту, крайне сложно. А, как известно, без финансовой поддержки любой бизнес-план, даже если он нацелен на крайне полезное для общества производство, рискует остаться на бумаге. Я считаю так: если человек добровольно берется за развитие производства, направленного на вытеснение из оборота нашей страны «забугорной» продукции, банк должен сопровождать его проект от начала до конца и при этом брать какую-то долю риска на себя, – уверен Г. В. Щербина.
Сегодня все производство «Алтека» располагается на участке земли площадью в три гектара. Процесс изготовления алюминиевых профилей идет круглосуточно. Каждый новый цикл начинается с литья заготовки. Сырье загружают в огромные восьмитонные печи, в которых металл разогревается до температуры в 1100 градусов. Получившийся слиток отправляется на литейный стол и разрезается на специальном станке. Конструкция литейных столов позволяет производить слитки бесконтактным методом литья, что обеспечивает высокое качество поверхности слитков. Такой высокий уровень автоматизации позволяет сократить число трудоемких технологических операций, сохраняя при этом гибкость металла.
Далее готовые столбы подают в пресс, где их сначала охлаждают, затем очищают и гомогенизируют, снова «прожаривают», а после продавливают сквозь матрицу нужной формы (этот процесс называется экструзией). Как видим, металл много раз греют и охлаждают, так что энергии на все про все требуется очень много. Именно поэтому здесь же, на территории «Алтека», находится небольшая подстанция мощностью пять МВт. Таким образом, завод самостоятельно занимается энергообеспечением.
Еще одно востребованное производство в рамках того же предприятия появилось на «Алтеке» совсем недавно. Новая уникальная вертикальная линия порошковой покраски алюминиевого профиля (современный автоматизированный комплекс «Куб») больше напоминает популярные ныне 3D-технологии: благодаря объемному опылению в трех направлениях профиль выходит окрашенный со всех сторон. Отсюда и название линии – «Куб». Эта линия относится к автоматическим устройствам «пятого поколения», всего их в мире насчитывается не более пяти. Завод способен окрасить до 800 тонн профиля в месяц.
Всего же завод выпускает порядка 4000 наименований продукции, и сдавать свои позиции совершенно не собирается. Наоборот, заметное оживление на строительном фронте заставляет делать инвестиции в организацию новых стадий производства, позволяющих максимально приблизить товар к потребителю.
– А вообще производство алюминиевых профилей – крайне перспективное направление, – уверен Г. В. Щербина. – Особенно для нашего региона, где активно ведется строительство современных общественных, торговых и жилых зданий, индивидуального жилья, где алюминий играет не последнюю роль. Если посмотреть на строительные объекты последних лет, отчетливо видно, что их основные компоненты – это стекло и металл. Зачастую металл необходим легкий, гибкий, удобный в обработке. Безусловно, наиболее популярным в этом смысле у строителей является алюминий. Однако до недавнего времени приобретать его приходилось за пределами нашей страны, чаще – в Голландии. Или взять, например, тепличное хозяйство. Мы все можем изготовлять для производства теплиц в своем регионе, так зачем заказывать чужое втридорога?
Кстати, доля «Алтека» на общероссийском рынке алюминиевой промышленности сейчас составляет около 4–5 процентов. При том, что общая ежемесячная потребность России в алюминиевых слитках – 21 тысяча тонн.
Другая причина непопулярности алюминиевого вида промышленности в регионе, о которой стоит упомянуть, – нехватка грамотных специалистов. В настоящее время на «Алтеке» трудятся порядка 170 специалистов, в перспективе планируется увеличение численности коллектива вдвое.
– Найти сегодня хорошего работника, который заинтересован в плодотворном сотрудничестве с предприятием, необычайно сложно. У предприятий есть такое понятие как «выработка на одного работающего». Так вот на «Алтеке» в настоящий момент она составляет 4,5 миллиона рублей в год. Это достаточно высокий показатель, – с гордостью говорит Геннадий Валентинович. – Стараемся поддерживать молодое поколение наших сотрудников, обучаем их всему, что умеем сами. В настоящий момент у нас работают несколько вынужденных переселенцев из соседнего государства. Я сам уроженец Украины, поэтому хорошо понимаю проблемы этих людей и стараюсь максимально помочь им в преодолении всех возникающих трудностей.
Последние экономические события в стране заставили руководство завода задуматься о необходимости снижения себестоимости продукции, в том числе за счет увеличения доли использования вторичного сырья. Это послужило толчком к решению о дальнейшей модернизации предприятия.
По словам Геннадия Валентиновича, инвестиции в расширение алюминиевого производства оцениваются в сумму больше 60 миллионов рублей. Вся необходимая инженерная инфраструктура уже имеется, сырьем для производства предприятие обеспечено полностью. Выпуск первой партии пробной продукции на новой площадке намечен на декабрь 2015 года. Расширение производственной базы позволит нарастить выпуск алюминиевых слитков до 16,8 тысячи тонн в год и профилей – до 12,5 тысячи тонн.
Ну и напоследок патриотичный момент: после завершения всех мероприятий, направленных на переоснащение производства, по расчетам инвесторов, «Алтек» сможет увеличить долю присутствия своей продукции на отечественном рынке до шести процентов. Возможно, что после модернизации предприятие не станет ограничиваться лишь изготовлением слитков и профиля, так как в настоящее время, по рекомендации губернатора области Е. С. Савченко, рассматривается вопрос о начале производства алюминиевых сплавов с новейшими техническими характеристиками.
- Добавить комментарий
- 5764 просмотра
- Страница для печати