Конференция БелАККОР
Еще никогда отчетно-выборная конференция Белгородской областной ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств (БелАККОР) не проходила при такой низкой явке делегатов. Вместо традиционно массового, тяжело вздыхающего, шумно выражающего недовольство собрания пахарей, животноводов, овощеводов, садоводов, с их извечно прямолинейными и острыми вопросами к чиновникам – ряды пустующих кресел.
Проходящая раз в год в департаменте АПК встреча фермеров обнажала общие проблемы сельхозтоваропроизводителей, давала возможность выпустить пар, высказать несогласие по поводу действия или бездействия каких-либо законов, предписаний, распоряжений отдельных ведомств. Здесь всегда было очень больно за людей, которые круглый год пахали, а потом оказывалось, например, что они не могут выгодно продать урожай, не способны найти рынки сбыта… Или цена за продукцию оказывалась настолько мизерной, что проще было скормить ее скоту, оставить в поле…
На этот раз в зале собрались человек 30 вместе с президиумом. Остальным, как объяснили, помешала приехать аномально ранняя весна, которая, мол, выгнала всех в поле. Собрание проходило оперативно. Руководство АККОР быстренько подвело итоги за прошлый год. Исполнительный директор М. С. Люлин напомнил собравшимся: фермерскому движению России исполнилось четверть века. Путь к возрожденному крестьянскому укладу был нелегок – последние копейки вкладывали. «…Политические и экономические потрясения, шарахания тяжело отражались на судьбе фермеров. Они оказались один на один со своими проблемами. Но не сломались, проявили лучшие качества – жизнеспособность, предприимчивость, гибкость», – читал по бумажке Михаил Сергеевич.
В зале стояла тишина, кто-то задумчиво смотрел на оратора, другие, опустив голову на грудь, застывшим взглядом глядели на сцепленные пальцы рук, большие, потрескавшиеся, уже загорелые – крестьянские. Наверное, вспоминали прошедшие годы, как начинали свой бизнес, каких это требовало сил, нервных потрясений, разочарований.
Ведь в цифрах и фактах, которые приводил исполнительный директор БелАККОР, есть и их заслуга. Фермеры спасают исчезающие с карты хутора и деревни, даже создают новые. Стоит появиться фермеру в какой-нибудь глухой Ивановке или Петровке, где доживают век три старухи и один дед, как у деревни появляется шанс на возрождение. Фермеры помогают школам, детским садам, ФАПам, местной администрации, многодетным семьям… И вносят существенный вклад в экономику региона.
В прошлом году благодаря их труду Белгородчина получила около 400 тысяч тонн зерна (это более 12 процентов валового сбора зерна всей области). 20 процентов всего подсолнечника, 7,7 процента сахарной свеклы и 47 гречихи – тоже фермерские. На их попечении 188 тысяч гектаров земли региона.
Зал встрепенулся, когда докладчик ушел с трибуны, заговорили о наболевшем. Животрепещущий для всех фермеров вопрос об аренде земли задал животновод из Алексеевского района Н. Т. Бережной. Он попросил поднять руки тех, у кого земля оформляется в аренду более чем на год. Ни одной не увидел зал. «Почему у сельскохозяйственных холдингов есть право на 49-летнюю аренду, а нам разрешают брать только на 11 месяцев? Как работать, когда нет уверенности, что тебя завтра не попросят с этой земли. Особенно тяжело животноводам. Каждый день боишься: заберут – не заберут землю? Или установят такую арендную плату, что и работать станет невозможно».
Присутствовавший на конференции генеральный директор ОАО «Белгородский земельный фонд» В. Н. Синяков, отвечая на вопрос, сыпал терминами, говорил быстро, ссылался на какие-то документы. По лицу Бережного яснее ясного было видно – он ничего не понял и, кажется, не только он один. Попросить растолковать на пальцах, попроще объяснить никто в зале не решился, постеснялись… А вопрос-то действительно важный. Сколько раз я слышала от людей – будь у них аренда хотя бы лет на десять, они бы развернулись, такие бы проекты реализовали, построили бы современные комплексы, увеличили стадо, наладили производство и выпуск продукции…
– Когда будет принят закон, разрешающий фермеру строить жилье на землях сельхозназначения? У меня коровенки в Белгородском районе, а я живу в Чернянском, езжу каждый день их кормить, – в сердцах кричал из зала мужчина на вид лет шестидесяти.
Чиновники «приободрили» крестьянина, сообщив, что проект закона уже готов, Госдума должна его рассмотреть.
Когда эмоции немного стихли, слово взял заместитель начальника департамента АПК А. А. Севальнев, который заговорил о необходимости объединения нескольких маленьких фермерских хозяйств в одно большое и мощное, о преимуществах кооперации. «Вот почему европейские фермеры имеют такую большую поддержку своих государств? Только благодаря финансовой помощи и кооперации. Сегодня купить новый мощный комбайн, который обрабатывал бы 400 гектаров, одному самостоятельному хозяйству не под силу. Очень сложно. Нужно объединяться! Как в колхоз. И урожайность будет больше. Любой грант до 20 миллионов рублей на развитие животноводства можно так получить. Кроме того, при переходе на «ноу-тилл» каждый в отдельности не потянет приобретение техники – один только посевной комплекс стоит три–пять миллионов рублей. Вместе покупать семена, удобрения тоже дешевле. Объединившись, легче получить по лизингу средства на обновление машинного парка. В Корочанском районе кооператив «Мясные фермы «Искра» так поднялся всего за два года. Они взяли брошенные поля – 10 гектаров, уже получили прибыль, технику купили, с банком рассчитались. Одному всегда тяжелее», – убеждал Севальнев.
– Зато надежнее, – спорил один молодой фермер с начальником. – Объединились тут несколько хозяйств – выехали машины в поле убирать урожай. Дождь пошел. Их отправили в другой район на свои поля – там тоже дождь. Ни одного гектара не убрали, только горючее зря сожгли.
– А это называется «отсутствие эффективного управления», – урезонивал Алексей Анатольевич своего оппонента, не верящего в перспективы коллективного хозяйствования.
– Пример колхоза хороший, – подхватила разговор глава КФХ «Шанс» из Чернянского района Н. А. Пахомова. – Но вот вопрос: объединилась, например, я с кем-нибудь. У меня 300 гектаров, у него – 500, но между нами – 70 километров. Где ставить технику, урожай хранить?
А. А. Севальнев ответил Нине Афанасьевне, что организация логистического центра решит проблемы кооператива.
Руководитель хозяйства В. П. Помеляйко из Старооскольского района заметил, что у кооперативов есть будущее. Но объединение потребует большой кропотливой работы, понадобится поддержка департамента АПК, местных властей и банков. Севальнев заверил собрание – помощь придет.
А вот фермер из Белгородского района В. П. Бушпа не согласен со своим коллегой. «У нас на троих хозяев один-единственный комбайн. Как приходит пора в поля выходить, дело порой чуть не до драки доходит. Один кричит: мне надо, другой – мне… Никак не договоримся»…
А договариваться, видимо, время пришло. За день до конференции БелАККОРа губернатор Е. С. Савченко, выступая с отчетом о работе правительства области за 2013 год, говорил: «Прошу департаменты экономического развития, АПК области совместно с муниципальными образованиями разработать систему поддержки малого и среднего бизнеса в сельской местности через широкое развитие кооперации. Пожалуйста, объединяйтесь 5–10 или более предпринимателей или физических лиц в отдельные кооперативы и реализуйте любой экономический проект. При этом можно рассчитывать на экономические, организационные и инфраструктурные меры поддержки».
Курс на кооперацию задан.
- Добавить комментарий
- 4736 просмотров
- Страница для печати