В ОБЫВАТЕЛЬСКОМ представлении портрет пчеловода традиционен, не меняется с годами. Это мужчина 50–60 лет, в шляпе с сеткой, в одной руке рамка с золотым нектаром, в другой – дымарь. Образ застыл в нашем сознании, как закристаллизовавшийся мед в баночке. Другой арсенал инструментов и оборудования, необходимого в производстве пчелопродуктов, людям, далеким от дел на пасеке, в общем-то, неизвестен.
Да и зачем? Потребителю важно знать, качественный ли продукт он приобретает. А как он сделан – дедовским способом или с использованием «космических» технологий – вопрос десятый.
И все же, пытливому читателю, думаю, любопытно узнать, что инвентарь, оборудование пчелохозяйств совершенствуется.
Для облегчения и эффективности труда пчеловодов предлагается масса современного инструмента и оборудования, только плати деньги. «Космический» электронож для распечатывания медовых рамок недавно продемонстрировал индивидуальный предприниматель – глава крестьянско-фермерского хозяйства из села Мартынцы, председатель общества пчеловодов Ровеньского района И. П. Кибицкий.
– Процесс распечатки самый трудоемкий и длительный, – объясняет пчеловод. – Выручает вот такой инструмент. Лезвие у ножа из авиационного алюминия. Нагревательные элементы, как здесь, используются в космонавтике. Это отечественная инновационная разработка. Изобретение принадлежит профессору Всероссийского научно-исследовательского института электрификации сельского хозяйства Россельхозакадемии, кстати, заядлому пасечнику Валентину Робертовичу Крауспу. Потребление электроэнергии минимальное – всего в 1,5 ватта. Работать с ним проще и быстрее, чем с автоматическим.
Иван Павлович похвалился и другими приобретениями. На средства выигранного гранта (полтора миллиона рублей) под проект «Производство и реализация медовых смесей» купил станок для извлечения перги, сделанный на заказ там же, где приобрел электронож, реклисталлизатор меда, смешивающий мед с пергой, пыльцой, маточным молочком и насос-дозатор для розлива нектара. Кроме того, построил «общежитие» для своих неутомимых «работников» – зимовник для пчелосемей, которых у него сегодня 220. Приобрел автомобиль для перевозки продукции. Раньше фасовкой и остальным производством хозяин пасеки занимался дома, сегодня все оборудование установлено в специально построенном небольшом цехе.
Сын Ивана Павловича Геннадий и еще два работника кочуют с ульями по полям России каждую весну и лето. Пчелы, как артисты на гастролях, много «зарабатывают». Сезон медо-сбора начинается где-нибудь в Краснодарском крае. Потом деревянные разноцветные домики переезжают в Воронежскую область, в Графский заповедник, где много душистой и нежной липы. А сейчас, например,
50 семей «квартируют» под Орлом, собирают урожай гречишного нектара.
В год в среднем накачивают 8–10 тонн меда. Дабы расширить ассортимент и рынки сбыта, помимо основного продукта Кибицкие недавно занялись медовыми смесями с добавками перги, пыльцы, прополиса и маточного молочка. По проекту, к 2015 году И. П. Кибицкий должен выпускать 59 тысяч штук таких медовых композиций.
Но с реализацией и меда, и смесей дела идут не так, как хотелось бы. Хотя ровеньский медовый бренд стал уже узнаваем в мегаполисах. Почитатели из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону периодически звонят в Мартынцы, интересуются, скоро ли привезут новую партию.
И все же раньше с реализацией было значительно лучше.
– Еще года четыре назад у нас практически не было проблем со сбытом, – делится хозяин пасеки. – Отечественные переработчики, производители кондитерских изделий охотно приобретали российский продукт. Я, например, отправлял мед в Тулу, на фабрику, где выпекают известные всему миру тульские пряники. Производитель в Белгороде тоже был заинтересован в нашем товаре. Но стоило появиться на рынке дешевому, во всех смыслах слова, китайскому, как о нас моментально забыли.
Лишь четверть всех пчелопродуктов Кибицкого продается на местных рынка, остальное забирают оптовики из других регионов.
Сдавать товар в магазины, по словам Ивана Павловича, и проблематично, и невыгодно. Торговля рассчитывается с производителем лишь после реализации продукта. Но это полбеды. Однажды Кибицкий попробовал поставить на полку нектар, больше этого не делает. Отменного качества мед в сотах простоял два года, разумеется, испортился, потерял свои целебные свойства и, вдобавок ко всему, в нем завелась прожорливая моль, которая его и прикончила. Кроме того, магазины требуют кучу бумаг, справок, наличие на этикетках штрих-кода, что затратно для фермера.
Не устраивает пчеловода и диктат цен продавцов. За пыльцу магазины предлагают всего 250 рублей за килограмм. Это насмешка, считает Иван Павлович. Оптовые закупки меда второй год подряд остаются низкими, в этом году, например, цена за килограмм равна 45 рублям, тогда как себестоимость продукта Кибицкого составляет 50–70 рублей. Медовый рынок России перенасыщен товаром, сетует производитель.
Но, несмотря на проблемы, пчеловод не похож на отчаявшегося. Уверен: его проект с медовыми смесями будет успешным. О целебных свойствах меда, прополиса и другой продукции пчеловоды сегодня много говорят и пишут. Кроме того, благодаря программе «Школьный мед» культура потребления меда прививается подрастающему поколению. Целью спасти белгородцев от «белой смерти» задается и проект «Увеличение потребления меда населением Белгородской области к 2018 году не менее 10 килограммов в год на человека». А производителей кондитерских изделий нацеливают заключать договоры с местными пчеловодами.
- Добавить комментарий
- 3886 просмотров
- Страница для печати