Главная
strict warning: Declaration of views_handler_filter_date::exposed_validate() should be compatible with views_handler::exposed_validate(&$form, &$form_state) in /data/p0199/belpravda.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_date.inc on line 0.

Владеть не миром, но сердцами...

(Штрихи к портрету абсолютного победителя областного конкурса «Учитель года-2010»)
«За Владимирой Николаевной дети «хвостом» ходят, где она — там и дети», — с улыбкой говорят коллеги об учительнице русского языка и литературы старооскольской школы № 30 В. Н. Манукян.
А ведь когда-то педагогическое поприще вовсе не казалось юной Владе такой уж безусловной «судьбой». Манили больше медицина или психология... Но, видно, «учительские гены» родителей, а они у Владимиры Николаевны оба — «словесники», оказались сильнее юношеских фантазий. А последним аргументом, склонившим выбор к педагогике, стали слова классного руководителя Влады из школы № 8 Татьяны Николаевны Сотниковой («вот образец для подражания — учитель до кончиков ногтей, достоинство во всем облике, и в то же время женственность»). Интуиция Сотниковой подсказывала — с детьми у Влады непременно «пойдет».
И действительно, молодой педагог, выпускница Елецкого государственного университета имени И. Бунина, красивая, обаятельная девушка, сразу пришлась по душе вверенным ее попечению пятиклассникам. А несколько лет назад у Владимиры Николаевны был первый выпуск...
— Маленькие дети — это чудесные существа, они открыты тебе, верят каждому твоему слову, — говорит В. Н. Манукян. Впрочем, и для старшеклассников мнение Владимиры Николаевны авторитетно по многим вопросам. При мне на урок в седьмой класс заглянул старшеклассник — спросить, как во множественном числе будет слово «дно» — поспорил с другим учителем... Оказывается, «донья»!
Школа № 30, которой руководит Л. А. Трубина, участвует в федеральных и региональных экспериментах по мониторингу образования и профильному обучению. А кроме того, делает упор на дополнительное образование, развитие творческих способностей детей. Первыми в городе здесь начали внедрять в учебном процессе элементы проектной деятельности.
— Вначале проектная деятельность пугала педагогов, казалась очень трудным делом, — вспоминает заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе В. В. Осина. — Теперь многие ею увлеклись — ведь возможности для самообучения детей, предусмотренного, кстати, новым образовательным стандартом, она дает безграничные... А Владимира Николаевна со своим проектом, посвященным жанру литературного эссе, победила на одном из первых областных конкурсов исследовательских работ.

 Владеть не миром, но сердцами...

Темы для научных изысканий возникают спонтанно. Однажды невинный вопрос старшеклассницы на уроке «Почему так мало, в сравнении с мужчинами, поэтов среди женщин?» по предложению В. Н. Манукян стал творческим заданием для коллективного исследования на тему — что же такое женская поэзия? Ребята поделились на группы и защищали свои исследовательские работы, делились друг с другом открытиями. Учительница призналась, что хотя Интернет для школьников сегодня большое подспорье, но она старается больше обращать своих воспитанников к книге.
— Большое количество других интересов, появившихся сегодня у детей, конкурирует с чтением, — говорит Владимира Николаевна. — Но я стараюсь показать им, какое удовольствие держать в руках книгу! Приношу им старые, оригинально изданные книги, читаю вслух, чтобы сами убедились, как велика разница между высоким литературным словом и разговорным. Вожу их в театр, потом спектакли совместно обсуждаем, сравниваем постановки классики с первоисточниками...
Иногда педагоги-словесники спорят между собой — способны ли дети в 15—16 лет понять идеи Достоевского, Толстого, Чехова и нужно ли знакомиться с серьезной классикой в столь юном возрасте. Владимира Николаевна считает — нужно: «В любом по-настоящему большом творении присутствует множество тем. Например, в «Тарасе Бульбе» трудна для понимания шестиклассников тема любви Андрия и панночки. Но зато взаимоотношения отцов и детей, темы предательства и верности Родине находят отклик в детских душах. И потом, уже начиная с пятого класса я настраиваю их на то, что мы читаем не для удовольствия или развлечения, а для познания».
Удивительно было услышать — в наше-то время! — из уст учительницы, что большинство ее воспитанников любят читать. Отчасти благодаря этому ученики Манукян занимают первые места в городских олимпиадах по русскому языку и литературе, становятся призерами конкурсов творческих работ и интеллектуального чемпионата «Эрудиты Белгородской области» (1-е место в 2009 году!). А во Всероссийском молодежном филологическом чемпионате в этом году воспитанник Владимиры Николаевны занял второе место.
— Она развивает у детей коммуникативные навыки, прививает им чувство языка, вызывает на дискуссии, причем темы берет сложные, находящиеся за пределами школьной программы, — подтвердила мне потом завуч В. В. Осина.
Посидев на уроке в 7 «а» — а тема была, что скрывать, скучноватая: поэты-классицисты, я отметила, что ученики Манукян хорошо говорят, свободно излагают свою точку зрения, с тонким пониманием читают стихи Гавриила Романовича Державина, государственника и правдолюбца. Оттолкнувшись от темы урока, учительница вела их к разговору о том, каким должен быть в идеале правитель. И заодно профессионально обращала внимание семиклассников — заметили ли, как за прошедшие столетия изменился русский язык?
Несколько лет В. Н. Манукян вела в школе клуб юных корреспондентов. Ее дети не только печатали заметки в старооскольских газетах «Веснушка» и «Педагог, вожатый, родитель», — некоторые поступили на факультеты журналистики.
Профессия учителя не оставляет места для какого-либо хобби. Лучший отдых, призналась Владимира Николаевна, для нее — почитать книжку, пообщаться с мужем и сыном (кстати, оба — книгочеи). Любимые ее авторы — Достоевский, Цветаева. По лирической прозе Марины Ивановны она когда-то защитила диплом в университете: «Но вообще-то читаю не только то, что нравится, — стараюсь быть в курсе новинок и того, что читают дети».
Когда-то родители назвали Владимиру Николаевну таким необычным, «штучным» именем — семейное предание гласит, что виной тому была ошибка. В титрах художественного фильма родительный падеж мелькнувшего слова «Владимира» был принят ее матерью за именительный. Впрочем, об ошибке, давшей имя будущему филологу, никто никогда не пожалел.
— Я люблю свое имя, — призналась Владимира Николаевна. — Мне кажется, оно по жизни ведет меня. Нет, всем миром я владеть не хочу, но вот сердца детей... Свой след хотелось бы в них оставить.

На снимке: 
Владимира Николаевна МАНУКЯН со своими учениками из 7 «а»
№: 
145
Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (4 голосов)
data-yashareQuickServices="vkontakte,facebook,twitter,odnoklassniki,moimir,gplus" data-yashareTheme="counter">

Вставить в свой блог

Для вставки в блог анонса данной статьи, скопируйте нижеприведенный код в буфер обмена, а затем вставьте его в форму добавления сообщения вашего блога.

Партнёры

logo1.gif

logo1.gif


Подключение CSS файла