Представляете ли вы, уважаемый читатель, колодец? Старинный деревенский колодец с бревенчатым срубом? Мне кажется, недавно я час провела в таком «колодце». Только дно его – это пятачок в квадратный метр, а вместо бревен от пола до потолка… книги. Подумалось: как можно изо дня в день и не один год существовать в таком ограниченном пространстве? Работать, думать «о высоком» в этом «храме книги»?.. За время нашей беседы с хозяином в магазине «Старая книга» в него не только не зашел – не ошибся дверью (что вполне вероятно из-за соседей-арендаторов) ни один белгородец!..
НО СКОЛЬКО тут всего интересного, что хотелось бы иметь дома, под рукой! (Я в одном газетном опросе ответила, что книгу бумажную мне никогда не заменит интернет-чтение – может, в силу возраста, может – привычки).
В широкое понятие культуры наряду с театром, кино, музыкой, живописью, традициями входят и библиотеки. Книги. В 2014-м, который объявлен Годом культуры, будут проводиться громкие «профильные» мероприятия: «недели книги», презентации новинок, выставки, концерты… Как обычно. Но сомневаюсь, что кто-нибудь из сферы культуры затронет вопрос о бедственном положении магазинов типа «Старая книга», а он в областном центре не один.
– Плачевное положение не с книгой, а с… чтением, – поправляет меня В. В. Сухарев, предприниматель, владелец того самого «книжного колодца».
«Больной на книги» – так говорит о себе он сам и его коллеги по книжному бизнесу. Он вместе со своим богатством (не побоюсь этого слова) сменил за 15 лет не одно «место жительства» – из-за высокой аренды и налогов.
– Школьники ушли из «Старой книги» года три назад, – говорит Владимир Владимирович. – А я обычно старался запастись книгами по школьной программе: «Обломов», «Братья Карамазовы»… Сейчас русскую классику спрашивают в магазине не чаще раза в год, и даже такие «хиты», как «Лолита», «Мастер и Маргарита».
А привозят сдавать старые книги, по словам предпринимателя, иногда мешками, на «Газели». Попадаются даже библиотечные, со штампами. И наоборот – если пропала книга из библиотеки, приходят купить взамен. Тем более стоят они тут от 40 до 100 рублей. Я не удержалась и купила роман популярной сейчас
Д. Стил – никакая не старая книга, чистенькая, все на месте, как говорил мой сосед: муха не сидела. Похоже, прежний хозяин ее вообще не читал.
Для В. Сухарева книги никогда не были макулатурой, выбросить «ненужную» на помойку – для него грех и вандализм. А его собственный интерес к книге вырос из детства – от мамы, бабушки.
– Больше сдают, чем покупают, – продолжает он. – А куда девать? Гараж ими забит… Берут в основном детективы, военные приключения. Не поверите, не спрашивают Дюма, никого не интересует «Граф Монте-Кристо» и прочие приключения Анжелики. «12 стульев» лежат невостребованными около пяти лет! Какой там Пруст, Сартр, Тынянов или Герцен…
«Женатый на книге» В. Сухарев берет на реализацию только те, про которые почти уверен, что купят. Выручают его… беременные, молодые мамочки и сельские жители (в отличие от «зажравшихся» городских) – рядом роддом и больница. Но это, по его словам, «чтение не для мозгов», а просто убить время.
– Сейчас у молодых сформировано клиповое сознание, такое же отношение и к книгам. А поколение последних десятилетий прошлого века, считаю, упущено.
Еще одну интересную особенность отметил предприниматель – как некоторые современные покупатели выбирают книги для домашней библиотеки. Оказывается, это совсем не анекдот, что подбирают… по цвету! И неважно, что, к примеру, в этом «белом» заказе соседствуют любовные романы с пособием для кройки и шитья.
Хотя, конечно, есть в числе покупателей и серьезные люди, которых мало интересуют Донцова и Маринина. Среди них «северяне», ставшие белгородцами, обеспеченные бизнесмены, батюшка...
Последний покупательский «всплеск» был в 2002 году, вспоминает В. Сухарев, а сейчас 500 рублей – это недельная выручка.
– Выход – в воспитании: и в школе, и дома. Вкус к чтению надо формировать с детского сада, а у современных родителей времени нет… Жаль, что по телеканалу «Культура» показывают много неславянского, и ЕГЭ надо «убить»! Я, к примеру, продажу книг начинаю с беседы, просто разговариваю со взрослыми уже людьми. Тут, между прочим, и начинается культура покупки.
В МАГАЗИНЕ «Любимая книга» В. В. Коршунова – от пяти до семи тысяч книг.
– Сдают иногда целые библио-теки, и не всегда из-за денег, – говорит Владимир Викторович. – Бывает, у детей обнаружится аллергия на книжную пыль или семья переезжает. Да и сейчас домашняя библиотека не похожа на советскую – в основном из классики и что удалось «выстоять» по подписке. Люди хотят отвлечься от в общем нелегкой жизни. Потому спрос на женский роман, детективы, детскую литературу.
А если дети не любят читать, то в первую очередь виноваты родители – им вечно некогда, сами они не читают, а дети сидят, уткнувшись в компьютер.
В магазине даже придумали «хитрый ход»: книгу можно купить, а прочитав… вернуть. Тебе возвратят часть денег, а книга достанется кому-то еще.
Но охватить старой книгой все интересы, конечно, невозможно – ведь в такие магазины поступают книги не по заявке со склада.
…Несколько лет назад предприниматель В. В. Сухарев написал президенту страны. И не только о бедственном положении магазинов «Старая книга», а об отношении к чтению вообще. И даже получил ответ: «Ваши пожелания учли»…
P. S. Так случилось, что за последнее время я купила две
новые книги в шикарном магазине (туда сейчас можно ходить как на экскурсию). Роман популярной Т. Устиновой – 275 рублей, не менее популярного Ю. Полякова – 476. Что называется, почувствуйте разницу.
- Добавить комментарий
- 3996 просмотров
- Страница для печати