Это только первые пару дней после новогоднего застолья можно не ломать голову над тем, чем потчевать свое семейство, – выручает резерв прошлогодних салатов. А потом все возвращается на круги своя: мы вновь оказываемся у плиты и несемся в магазин для пополнения стратегического запаса холодильника…
Вот и корреспонденту «БП» случилось зайти за рыбкой в один из магазинов крупной торговой сети в Белгороде. Придя домой и распотрошив несчастную форель, обнаружила в брюшке последней комок извивающихся червей. К чести торговой сети могу сказать, что товар обменяли без претензий, но при этом даже не взглянули на него, что, в свою очередь, может свидетельствовать как о добросовестности компании, так и о том, что этот случай был далеко не единственным в тот день…
На живца
Не секрет, что крупные торговые сети медленно, но верно вытесняют с торгового рынка Белгородчины небольшие «магазины по соседству», где продавцы и покупатели знают друг друга в лицо. Выдерживать конкуренцию с торговыми «монстрами» невозможно из-за разрекламированной системы скидок, обилия товаров в одном месте, что, как утверждается, ведет к удешевлению продуктов.
Однако все это имеет обратную сторону, которая выглядит далеко не так, как на рассовываемых по почтовым ящикам глянцевых бумажках. Если разобраться, разницы в ценах практически никакой, а если она и есть, то «эффективная маркетинговая политика» весьма часто имеет в своей основе банальный обман потребителя.
По мнению психологов, местные супермаркеты привлекают покупателей не растущим качеством обслуживания, а этаким эффектом причастности к некоему более благополучному уровню жизни. Ведь даже загружать пакеты с покупками в багажник прямо из тележки несравнимо удобнее, чем тащить их на себе. Не говоря уже о сервисе выбора еды под музыку в пелене витающих по торговому залу «слюноточивых» ароматов. Все эти удобства не могут замаскировать голую правду: в супермаркетах обманывают и порой обсчитывают так же виртуозно, как на обычном базаре.
О некоторых «черных» секретах успешного маркетинга мне рассказала Евгения, бывшая сотрудница популярной в Белгороде торговой сети.
– Обвесы и обсчеты, конечно, бьют по кошельку потребителя, но для здоровья они опасны лишь с одной стороны – расшатывают нервную систему, – считает она. – Значительно более опасны торговые уловки, связанные с искусственным продлением срока годности продуктов питания.
Такие манипуляции являются прямой угрозой не только здоровью, но и жизни человека – пищевые отравления и продуктовые инфекции вроде сальмонеллеза, к сожалению, уже перестали быть редкостью в местных больницах.
Жизнь после смерти
Так, например, вы, вероятно, знаете о существовании моющихся сосисок. Это когда партиям протухших колбасных изделий в секретных условиях даруют вторую жизнь. Происходит это тайное действо обычно в подсобных помещениях. Сотрудники магазинов, от кассира до уборщицы, соскребают ножом, а после смывают в ведре с марганцовкой появившуюся на залежалых продуктах слизь, чтобы на следующий день обновленный товар снова аппетитно сверкал на прилавке. С той же целью одевают в парафин быстро теряющие привлекательный вид яблоки и груши. Как результат всей этой подпольной деятельности в местных супермаркетах под маскировочным соусом продается все: от почерневших овощей до побелевшей колбасы и покрывшегося отнюдь не благородной плесенью сыра.
Купить нарезанный сыр удобно, не так ли? Иногда это становится способом избавиться от увядающего продукта – срезал засохшую корку, покромсал ровным пластинками и… налепил на контейнер дату фасовки, которую покупатель примет за «срок годности». И сыр – далеко не единственный «мертвец» в магазине. Любая нарезка, если она не в заводском вакууме, а на покрытой пленкой пенопластовой подложке, может оказаться вызванным из «мира теней» продуктом.
Интересно, что сотрудники супермаркетов даже после прямого указания покупателя на просрочку убирают его с прилавков с явной неохотой. Зачем торопиться, если его все равно кто-нибудь купит?
Липовая «ксива»
Самый распространенный способ продажи залежалого товара – переклейка этикеток со сроком реализации. С таким трюком недавно столкнулся житель областного центра Михаил Костенко. Купив пачку круассанов к чаю в одном из супермаркетов в центре города, Михаил обратил внимание, что дата окончания срока годности залеплена сверху наклейкой. Под этой нашлепкой обнаружился уже заводской принт, извещавший, что лакомство изготовлено на пару месяцев раньше указанного на наклейке срока. То есть магазин продлил срок реализации и без того залежалого товара.
На такую уловку попадаются даже подкованные гурманы. Например, если маркировка даты изготовления нанесена краской, ее аккуратно удаляют и штемпелем наносят свежую дату. Поскольку с выдавленной маркировкой подобный вариант не проходит, вполне разумно обратить внимание на продукты, в частности молочные, с продавленной, а не отпечатанной датой.
Товар лицом
А еще Евгения поведала о некоторых маркетинговых особенностях местных мега-, гипер- и супермаркетов. Так, например, товары самой большой стоимости, но отнюдь не самого лучшего качества, как правило, ставятся на уровне глаз, поэтому больше сэкономит тот, кто согнет спину к нижней полке. При этом зачастую на передний план на полке выставляют продукт с истекающим сроком годности, а свежие прячут далеко в глубине.
Делается все это, в отличие от предыдущих способов, вполне легально – это называется труднопроизносимым заграничным словом «мерчандайзинг». Чтобы не попасться на уловку и не принести домой комок плесени, придется, не стесняясь, перерыть весь ряд с продукцией.
Или взять такой прием, как размещение между товарами с ценниками схожего по внешности, но значительно более дорогого продукта, но уже без ценника. Иногда вместо цифр и вовсе выбит загадочный штрих-код, расшифровать который потребитель сможет только на кассе. Этот расчет маркетологов сделан довольно верно со стратегической точки зрения: отстояв очередь и узнав, что продукт стоит дороже, покупателю придется либо его брать, либо признаться в своей несостоятельности. И поскольку второй вариант многие считают просто унизительным, не связываться предпочтут примерно шесть белгородских потребителей из десяти.
Липосакция наоборот
Другой распространенный способ обмана – старый добрый обвес. Чаще всего это происходит с замороженными продуктами, по внешнему виду которых довольно сложно определить, насколько они пригодны для питания. Пользуясь тем, что рядовой покупатель – не ихтиолог и не всегда способен отличить тушки одной рыбы от другой, ему подсовывают менее ценную рыбу. Например, под видом трески продают дешевую пикшу. При этом замороженные морепродукты идут в так называемой «глазури», то есть покрыты коркой льда, который прибавляет к продукции чуть ли не половину веса.
В результате складывается вполне стандартная картина, когда в морозильных камерах-прилавках среди ледяных айсбергов покупатели вылавливают заснеженные упаковки мороженой рыбы. Потом приносят домой, размораживают монолитную глыбу и удивляются, почему из килограмма пангасиуса на сковороде всплывает одна пена, в осадке которой чуть более половины ожидаемого продукта.
Аналогичным способом достигается рекордный привес мороженого мяса.
Время или деньги
Но все это мелкие шалости по сравнению с тем, что позволяют себе порой кассиры и охранники сетевых маркетов. Особенно если они действуют по договоренности. Очаровательная барышня на кассе может случайно забыть обнулить данные на мониторе, после чего вы рискуете оплатить не только свои, но и чужие покупки. Или пробить одну и ту же покупку дважды.
– Не первый раз замечаю такую уловку со стороны продавцов: берешь товар по одной цене, а на кассе пробивают другую, – возмущается пенсионерка Елена Кузичева. – Иногда разница в несколько рублей, а иногда и в «полтинник»! Или заменяй покупку новой, а это значит снова стой в очереди, что опять же отнимает время, или раскошеливайся. Продавцы уверяют, что «просто не успели поменять ценники». Но что-то уж слишком часто не успевают. А однажды, когда я сказала им, что буду жаловаться в Роспотребнадзор, меня заставили показать, что в сумке! Что это за беспредел?
Кстати, по закону вы имеете право купить товар за указанную на ценнике сумму, независимо от того, успели его заменить или нет. А обыскивать покупателей и шарить в их сумках администрация торгового центра не имеет права! Обыск могут проводить только представители органов внутренних дел, да и то при строгом выполнении оговоренных законом правил. Равно как и заставлять покупателей сдавать сумки в ящики для хранения – дело это добровольное. Ведь за сохранность ваших вещей магазин ответственности не несет.
Бди!
Кстати, владельцы уральских торговых сетей придумали довольно оригинальный и дешевый способ контролировать работников, кидающих тень на репутацию своей «лавочки». В качестве тайных покупателей они пустили по магазинам бабушек, которые за весьма скромную прибавку к пенсии оформляют свои жалобы письменно и направляют их непосредственно руководству. Хотя, думается, наши самоотверженные бабушки согласятся делать это даже бесплатно.
К слову, озвученные способы – далеко не полный набор маркетинговых ходов. Это в известной передаче лысоватый молодой мужчина бродит по магазинам, выискивая тухлятину, не заостряя внимания на иных интересностях. Будьте внимательны, и прогулка по торговым рядам не только сохранит ваш кошелек и избавит от незапланированного сидения на белом фаянсовом троне, но и станет для вас весьма занятным аттракционом.
Хотя за сохранность нервной системы не ручаемся – обычно торговцы стоят за свое насмерть, как спартанцы в Фермопилах.
- Добавить комментарий
- 5184 просмотра
- Страница для печати